Американский холдинг получит около 20% всей рекламы в российской прессе

Французский медиахолдинг Lagardere продает американской Hearst Corp. свой международный журнальный бизнес, в том числе 51% российской издательской группы «Ашет Филиппаки Шкулев -- Интермедиагруп» (АФС-ИМГ; журналы Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь»). Сделка осложняется тем, что Hearst уже совладеет в России компанией «Фэшн Пресс», выпускающей конкурирующие журналы Harper»s Bazaar, Esquire, Cosmopolitan, «Домашний очаг». Поэтому владелец 49% АФС-ИМГ Виктор Шкулев надеется, что Hearst уступит ему контроль в этом издательстве.
Как сообщал «Ъ» 24 декабря 2010 года, американская Hearst Corp. покупает международный журнальный бизнес Lagardere. 31 декабря стороны официально подтвердили это, объявив, что подписали соглашение об эксклюзивных переговорах, которые должны завершиться до 30 января. Активы Lagardere за пределами Франции должны быть полностью оплачены наличными, уточнила тогда Hearst Corp. Французы намерены сохранить за собой права на бренд Elle и управлять всеми зарубежными версиями этого журнала по лицензии.

Сумма сделки может превысить ?2 млрд, заявил в интервью Le Figaro 6 января президент Lagardere Арно Лагардер. По итогам 2009 года выручка журнального бизнеса Lagardere составила ?1,271 млрд, убыток до уплаты налогов -- ?544 млн. В январе--июне 2010 года уже было зафиксировано ?9 млн прибыли при выручке ?655 млн.

После США Россия является вторым по размеру выручки зарубежным рынком для журнального подразделения Lagardere. В 2009 году на США пришлось 18% доходов, на Россию -- 9%, или ?228,8 млн и ?114,4 млн соответственно. Президент «Ашет Филиппаки Шкулев -- Интермедиагруп» Виктор Шкулев ранее говорил, что по итогам 2010 года выручка группы увеличилась примерно до ?141 млн, при этом российский бизнес не только прибылен, но и имеет самую высокую рентабельность среди всех журнальных активов Lagardere (см. «Ъ» от 3 декабря).

Французы владеют 51% АФС-ИМГ, господин Шкулев -- 49%, он имеет преимущественное право покупки доли партнера. Но такой вариант не рассматривается, уверяет собеседник «Ъ», близкий к Lagardere. По его информации, Hearst Corp. приобретет всю долю французов в АФС-ИМГ. Это подтвердил вчера и сам Виктор Шкулев. Однако он уточнил, что обсуждает с партнерами возможность увеличения в ходе сделки своего пакета до контрольного. «В любом случае я и моя команда продолжим управлять российскими активами»,-- подчеркнул господин Шкулев.

В конце 2008 года структуры «Ашет Филиппаки Шкулев» (издатель Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies и других лицензионных журналов) увеличили с 85 до 100% долю в «Интермедиагруп», выпускающей телегид «Антенна-Телесемь», региональную сеть бесплатных газет «Ва-Банкъ», журнал StarHit и генерирующую большую часть выручки объединенной издательской группы. Та сделка, как рассказывали ее участники, прошла по докризисной оценке «Интермедиагруп», которая, по мнению экспертов, могла составить $200-300 млн. Сегодня вся АФС-ИМГ может стоить до $400 млн, считает один из собеседников «Ъ».

Hearst Corp. уже представлена в России через совместное предприятие с финской Sanoma Corp.: на паритетных началах они владеют компанией «Фэшн Пресс», которая входит в ИД Independent Media Sanoma Magazines. «Фэшн Пресс» выпускает русскоязычные версии принадлежащих американцам изданий: Cosmopolitan, Harper's Bazaar, Esquire, Good Housekeeping («Домашний очаг»), Popular Mechanics («Популярная механика»). Поэтому покупка Hearst Corp. российского бизнеса Lagardere неизбежно приведет к конфликту интересов: АФС-ИМГ и Independent Media являются главными конкурентами в журнальном сегменте за бюджеты рекламодателей. «Самый яркий пример тут Elle и Cosmopolitan»,-- отмечает эксперт аналитического центра «Видео Интернешнл» Александр Ефремов. По итогам 2009 года на АФС-ИМГ пришлось 8,3% всех рекламных бюджетов, выделенных на прессу, на Independent Media (с учетом «Фэшн Пресс» и других изданий -- газеты «Ведомости», журналов Men»s Health, Grazia и т. д.) -- 11,6%, указывает в своем отчете Роспечать, основываясь на данных TNS Media Intelligence без учета возможных скидок. Таким образом, Hearst сможет консолидировать примерно 20% всего российского рынка рекламы в прессе.

Останется ли Hearst Corp. владельцем двух конкурирующих между собой издательств, пока непонятно, признаются опрошенные «Ъ» бизнесмены. «Американцы могли бы выйти из СП с Sanoma, но против этого наверняка будет финская сторона»,-- рассуждает один из собеседников. Директор по связям с инвесторами Sanoma Corp. Каре Лаукканен отказался от комментариев. Представитель Hearst Corp. Лиза Багли не ответила на запрос «Ъ». «Для Hearst Corp. сейчас первоочередная задача -- провести сделку на глобальном уровне,-- отмечает Виктор Шкулев.-- Российский вопрос в принципе решаем, это дело дальнейших переговоров».

Источник: Коммерсантъ