Ключевое событие 2010 года - рост издательско-полиграфического рынка. В этом году выпуск журналов вырос на 10% благодаря появлению новых проектов и росту тиражей практически всех массовых изданий. Тенденции закрытия журналов и оптимизации расходов на печать остались в 2009 году. В этом году издатели наращивали тиражи и запускали новые стартапы. Развивался не только федеральный рынок, но и региональный.
Интересны издательские эксперименты этого года. В этом году издатели осваивали аудио- и видео-вставки, 3D-печать, аромопечать и другие эффекты. Издательский рынок извлек правильный урок из кризиса: газеты и журналы издаются для читателей, а не рекламодателей. Где аудитория - там и реклама. Поэтому нужно работать в первую очередь над содержанием издания, а не над сбором рекламных доходов.
В марте этого года мы узнали о снижении ввозных пошлин на легкомелованную бумагу с 15% до 5%. Некоторые эксперты связывают с этим фактом 13%-ный рост среднеотраслевой загрузки полиграфических предприятий. Но трудно определить что, в конечном счете, повлияло на положительную динамику: снижение пошлин или объективное восстановление издательского и рекламного рынка.
Очередей из клиентов, которых ждали некоторые игроки после снижения пошлин, не выстроилось по вполне объективным причинам.
Основную часть заказчиков высокотиражной полиграфии составляют крупные издательские дома. Работа с ними ведется по годовым договорам. Решение о снижении пошлин было принято в марте, когда все контракты по печати заключены. Не многие издатели готовы «менять коней на переправе» и разрывать сотрудничество с зарубежными типографиями в середине года. К тому же, российский бизнес привык к тому, что необходимо убедиться в том, что правительственное решение не краткосрочное и оно действительно работает.
Производители бумаги отреагировали на снижение пошлин повышением цен на бумагу в среднем на 6-9%. Учитывая, что расценки на расходные материалы не поднимались с 2008 года, с их стороны это решение вполне обосновано. Увеличение цен на бумагу затронуло не только Россию, но и Европу. Поэтому для многих издательских домов, печатающихся в России, даже это повышение цен не принесло роста затрат на печать, поскольку рост цен на журнальную бумагу ниже эффекта от снижения пошлин. Но для изданий, печатающихся в России, в отличие от размещенных за рубежом, это повышение не принесло роста затрат на печать: рост цен на журнальную бумагу ниже эффекта от снижения пошлин.
В октябре Таможенная служба в одностороннем порядке приостановила действия Флорентийского соглашения на импорт бумаги для печати периодических изданий. Это непоследовательное и недальновидное решение серьезно затруднило переговоры с издателями по переводу изданий на отечественную полиграфическую базу.
Производственные возможности российских типографий давно уже соответствуют европейским конкурентам. Единственное, что держит издателя зарубежом - экономия на таможенных пошлинах. Российские полиграфисты не просят у правительства льгот или протекции, как другие отрасли. Необходимо обеспечить равные возможности для отечественных и зарубежных типографий. После многолетней борьбы правительство пошло на встречу: в январе мы ждем пролонгации действия 5 %-ной ставки на ввоз бумаги еще на год. Однако если Таможенная служба не отменит своего решения по Флорентийскому соглашению, в следующем году удержать издателя в России будет непросто.
Источник: PlanetaSMI.RU
Дмитрий Дементьев, Первый полиграфический комбинат: Ключевое событие года - рост издательско-полиграфического рынка
Подводя итоги года, портал PlanetaSMI.RU обратился к участникам российского медиарынка с предложением поделиться своим мнением о произошедших за год событиях. Наметившийся рост издательско-полиграфического рынка, по мнению Дмитрия Дементьева, генерального директора ООО «Первый полиграфический комбинат», - главный итог 2010 года.