Уходящий 2010 года выявил на рынке, на мой взгляд, три взаимосвязанных тенденции.
Несмотря на смягчение экономических условий, классические СМИ в своем большинстве по-прежнему озабочены выживанием. В силу экономических и некоторых других факторов, они все больше зависят от плательщика - хоть какого-нибудь. И, соответственно, ищут его, заискивают перед ним. Это бьет по журналистике. Классические СМИ все больше погружаются в разного рода коллаборационизм, им приходится решать медийными средствами немедийный, чужие задачи - политические и маркетинговые. Полагаю, это общемировая тенденция, связанная со сжатием старой бизнес-модели, когда СМИ собирали деньги с распределенного читателя и с распределенного рекламодателя, что позволяло им претендовать на независимость. Просто у нас эта тенденция обострена и концентрирована.
Вторая тенденция тоже косвенно связана с кризисом классических СМИ. Речь идет о наметившемся расцвете корпоративных СМИ. Корпорации укрупняются, мир ускоряется, становится все более связанным. В этих условиях коммуникации - внешние и внутренние - становятся важным инструментом бизнеса. Медиасфера не способна найти решения для реанимации классических СМИ, но она может дать очень хороший инструментарий для корпоративных коммуникаций. Корпоративные СМИ идут глубже внутрь корпорации, структурируются, идут вовне, становятся отраслевыми, социализируются, начинают претендовать на влияние за пределами корпораций. Совершенно очевидно, что рынок корпоративных коммуникаций и корпоративных медиа будет расти очень бурно.
И третья тенденция тоже связана со слабостью классических СМИ. Впрочем, как и со слабостью регулярных институтов общества вообще. На смену титульным институтам приходит партизанский уклад жизни. Так и профессиональную журналистику, стесненную в мыслях и средствах, у нас замещает журналистика непрофессиональная, гражданская, или, лучше сказать, партизанская - журналистика блогосферы. При этом если раньше речь шла, в основном, об экономической уязвимости старой журналистики и технологическом преимуществе блогосферы, то 2010 год показал, что партизанская журналистика блогосферы обходит профессиональные СМИ прежде всего в ключевой функции - в функции отражения и формирования общественного мнения. Большинство действительно важных общественных тем в 2010 году наиболее живо, остро, разносторонне и оперативно были отработаны именно альтернативным медиапространством.
Источник: PlanetaSMI.RU
Андрей Мирошниченко, Школа эффективного текста: Три тенденции на рынке СМИ в 2010 году
Подводя итоги года, портал PlanetaSMI.RU обратился к участникам российского медиарынка с предложением поделиться своим мнением о произошедших за год событиях. Андрей Мирошниченко, медиааналитик, руководитель Школы эффективного текста, член редакционного совета портала PlanetaSMI.RU уверен 2010 год обозначил три основных тенденции на медиарынке нашей страны.