Вражда областных и городских властей Волгограда делит СМИ на два лагеря: свои и чужие.
Журналисты, работающие в СМИ одного лагеря, не могут найти работу в другом. Как любая другая, война за информационный ресурс стоит денег. Поэтому государственные СМИ полностью финансируются и контролируются властями. Независимые покупаются. Всеми, кроме читателя. Вражда двух властных домов сильнее, чем в трагедии Шекспира она не закончилась даже тогда, когда последний зритель ушел из зала.
По состоянию на 02.12.2010 в Волгоградской области зарегистрировано 629 СМИ. В их числе 262 газеты, 122 журнала, 20 информагентств, 5 видеопрограмм, 3 электронных периодических издания и 107 радиопрограмм. В 2009 г. было зарегистрировано 113 СМИ, аннулировано 102. За текущий период 2010 г. зарегистрировано 97 СМИ, аннулировано 113.
Печатные СМИ
За рынок СМИ Волгоградской области идет бой. Главные движущие силы областная администрация в лице нового губернатора, и городская в лице мэра Волгограда. Рода войск: печатные, радийные, телевизионные и интернет СМИ области. Любые выборы как любовь в трагедии Шекспира период особого обострения конфликта. В декабре 2011 г. выборы депутатов в Государственную Думу. То, что и мэр, и губернатор принадлежат к одной партии власти, ничего не меняет. Как и ранее, происходит вливание дополнительных финансовых средств из бюджета и привлечение «инвесторов».
В 2010 г. региональная администрация увеличила финансирование медийных проектов до 300 млн. рублей. «1 декабря был принят бюджет области. Были предложения от депутатов сократить расходы на информационные услуги, но этого сделано не было» рассказала главный редактор ООО «Комсомольская правда в Волгограде» Елена ПОПОВА. Даже если эти расходы сократят, «еще никто не отменял административный ресурс» говорит Алексей КУИМОВ, генеральный директор радиохолдинга «Новая волна».
Практически все местные СМИ имеют дотации или госконтракты. И даже более: газета мэрии «Первое чтение» разбрасывалась бесплатным тиражом 300 330 тыс. экз. Такому позавидовала бы любая рекламная газета региона. А независимое издание «Интер» в 2010 г. (тираж до 50 тыс. экз.) уже выкуплено сторонником мэра.
Но и губернатор не отстает. Областная администрация предпринимает усилия для объединения всех СМИ с государственным участием в один холдинг «Волга-медиа». «Государственные газеты «Волгоградская правда», «Казачий круг», «Вечерний Волгоград», «Крестьянская жизнь» ликвидируются и вливаются в акционерное общество при 100% учредительстве областной администрации» рассказала Елена ШАРКОВА, заместитель главного редактора газеты «Волгоградская правда». Вполне возможно, что вскоре после создания холдинг будет приватизирован.Закладываемые бюджетные расходы на формирование холдинга в 2011 году - более 300 миллионов рублей.
«Волгоградская правда» остается основной областной газетой региона. 52 тыс. экз. еженедельный тираж при схеме выхода «пятидневкой». Печатается газета в Волгограде. Творческий состав 18 человек. Как рассказала Елена ШАРКОВА, в кризис были сокращения, и даже сейчас сотрудникам задерживают зарплату (при том, что деньги на газету были заложены в бюджете). «Наши планы нарастить тираж на 25% и выйти на современный формат издания. Это даст приток новых рекламодателей. Если мы будем работать в холдинге, то у нас больше средств пойдет на развитие» сказала г-жа Шаркова.
Однако рекламодатели не спешат вернуться в печатные СМИ. Завышенные тарифы полоса формата А3 стоит от 60 до 130 тыс. рублей, и сниженный спрос у читателя заставляют мелкого местного рекламодателя искать другие пути выхода на свою целевую аудиторию. Полиграфическая мощность области позволяет им печатать POS-материалы, которые раздают промоутеры. В регионе 3 крупных типографии: ИД «Царицын» и 2 комбината «Альянс» в Волжском и Волгограде. У «Областных вестей» 2 типографские линии.
Из деловых СМИ выделяется «Деловое Поволжье». Это единственное местное издание, которое дает политическую и финансовую аналитику. На данный момент идут переговоры о его продаже, но издание продолжает выходить регулярно.
Поскольку большинство местных СМИ не представляет интереса для читателя, потому что «должны отражать действия власти, направленные на стабилизацию социальной обстановки», в области велико значение федеральных изданий.
«Федеральные СМИ сами зарабатывают свой хлеб. А местные сидят на дотациях. Они нам конкурентами быть не могут» говорит Елена ПОПОВА. - Основной доход дают продажи, реклама и головной офис (ООО «Комсомольская правда в Волгограде» дочернее предприятие). Средний тираж «толстушки» 40 тыс. экз., «ежедневки» 12 тыс. Печатается газета в собственной крупной типографии «Комсомольская правда-Волгоград», распространяется через «Союзпечать», альтернативные сети и по подписке. Сейчас в газете работает 50 человек в кризис были сокращения. Сократили полосность «ежедневки» с 24 на 16 полос. Сейчас вернули 20 полос и уволенных в кризис сотрудников. В феврале 2011 г. в области откроется радио «КП».
Хорошо чувствуют себя «Известия», которые в кризис восстановили присутствие в регионе, и «КоммерсантЪ». Не так повезло «Российской газете», которая закрыла свою редакцию по финансовым причинам, оставив только корпункт. В середине 2010 г. закрыл региональное приложение журнал «Профиль». Но даже без них федеральные издания еще долго будут самыми мощными в регионе.
Электронные СМИ
Внутриполитическая борьба плохо отразилась на телевизионном рынке области. «В регионе нет телевидения вне политического заказа, что не позволяет ему развиваться по законам создания журналистского продукта» говорит Александр ОСИПОВ, генеральный директор ООО «Содружество волгоградских журналистов «Остров». Основные местные телекомпании Филиал ВГТРК «Волгоград-ТРВ», РТ ВГТ «Муниципальное телевидение Волгограда» - индивидуальностью суждений и подачи материала не отличаются. Выделяется частный кабельный канал «Эрос» Дмитрия КРЫЛОВА. Но его резонансные сюжеты транслируются только в 3-х районах Волгограда.
Радиорынок менее политизирован здесь имеет значение и большая конкуренция, и активное присутствие федеральных станций. Только в Волгограде на 1 млн жителей насчитывается 13 радиостанций в ФМ-диапазоне. Однако и тут в скором времени произойдет политизация местной «Ведо».
Радиохолдинг «Новая волна» единственный в области. В него входят «НВ Город», «НВ область», «Русское радио», «Авторадио» и «Эхо Москвы». У холдинга 17 передатчиков по 250 ватт, которые покрывают 24 района области.
Холдинг имеет 51% от рекламного радиорынка региона. Но и на него сильно повлиял кризис: «Рекламные возможности холдинга выполняются на 46% характерен демпинг рекламного радиорынка. Федеральный рекламодатель стал редким событием. Есть нескрываемое давление РА, чтобы мы предоставляли им скидку не менее 50% для их успешного участия в московских тендерах. В результате мы имеем смешные заказы из столицы» рассказал Алексей КУИМОВ.
Однако, в ближайшем будущем радиорынок, и так упавший на 40%, может рухнуть снова. С усилением законодательства об авторских и смежных правах, радиостанции автоматически теряют часть своей аудитории, что неминуемо скажется на привлекательности радио как канала коммуникации у рекламодателей. «Как вещатели, мы заинтересованы в том, чтобы мы звучали, сказал г-н КУИМОВ. Но мировая практика это привлечение клиентов посредством авторского произведения».
В такой ситуации холдинг рассчитывает, так же как и другие, получать дополнительный доход из областного и городского бюджета. «Мы предоставляем эфир политикам для освещения их программных действий. Концептуально ведущие программ не стравливают эти 2 дома. И, потом, это престижно, когда у тебя на радио выступает губернатор» говорит г-н КУИМОВ.
«Новая волна» с самостоятельными новостями и программами входит в пятерку лучших станций региона. Лидируют же «Дорожное радио», «Европа плюс» и «Русское радио».
Интернет-СМИ также не отличаются независимостью финансов и суждений. Местный рекламодатель еще не знает всех возможностей интернет-рекламы, а власти уже научились специально создавать новостные порталы под свои нужды. На этом безликом фоне выделяются только 2 интернет-проекта: «Высота 102» и «V1».
В преддверии выборов власти начинают скупать СМИ. Вполне возможно, что новая федеральная установка и уменьшение финансирования предотвратит это. Но в Волгоградской области для самих СМИ это ничего не изменит и скрытый контроль над нами останется. Тем более, что выжить самостоятельно, без дотаций, многие из них не смогут не тот контент, не тот уровень подачи материала. Они нужны власти, но не читателю. СМИ Волгоградской области это спектакль, который они играют для самих себя, поскольку потребитель контента уже давно покинул зрительский зал. Не слишком ли много павших?
Источник: PlanetaSMI.RU