Мудро это и глубоко. Ибо народ наш, богоносец, выбирать из двух должен, а не из трех и не из тридцати трех. Выбирая из двух, народ покой душевный обретает, уверенностью в завтрашнем дне напитывается, лишней суеты беспокойной избегает, а следовательно – удовлетворяется».
Владимир Сорокин «День опричника».
«Классика», «Модерн», «Минимализм». Это не про корпусную мебель из газеты с объявлениями, это про новый стиль московских ларьков, палаток и киосков. Его предложило 17 января столичное ведомство – Москомархитектура. Аккурат через два месяца после того, как кампания по сносу московских киосков вошла в свой апогей. Надо отметить, что чиновники предложили еще и «свободный стиль», но он не так уж разительно отличается от «классики». Часть рисунков мы приводим здесь, полностью же креатив Москомархитектуры можно оценить в прилагаемом pdf-файле.
По замыслу чиновников, вместо нынешнего хаоса на улицах города будут теперь установлены единые по стилю объекты, внешний вид которых еще и будет меняться в зависимости от места, куда им будет предписано встать. Предполагается также применить и принцип модульности: стандартизованные размеры будущих киосков позволят выстраивать небольшие торговые комплексы, как в Lego (про датские конструкторы написали в самой Москомархитектуре). Кроме того, что по стилю ларьки должны будут вписываться в городской ландшафт, в едином стиле должна быть оформлена и прилегающая территория со скамейками, урнами, светильниками и прочими декоративными элементами. Не очень, правда, понятно, как сможет поместиться в торговой точке 2х2 или 1,5х1,5 больше одного человека, не говоря о товаре. Нет ясности и с тем, почему выбраны столь помпезные формы для небогатого в общем-то малого бизнеса. А также, почему киоск для мороженого похож на склеп и таких гигантских размеров – 3х1,8 м, а для продажи молока решили обойтись небольшой будкой 1,8х1,8 м.
Мы попросили оценить идеи Москомархитектуры нескольких экспертов. Их послушать, так получается, и остальные задумки чиновников не очень-то жизнеспособны.
Профессор МАРХИ и АНХ, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев
О разработках проектов типовых ларьков от Москомархитектуры:
Это странный продукт. Киоски не являются предметом для применения сил архитектурного ведомства, это все же объект дизайна. По предложенному плану вообще ничего понять нельзя. Как там человеку внутри работается, чем киоск отапливается, как организован свет и так далее. Так что то, что предложено, – картинка.
Для нынешнего времени характерен стиль «чего изволите», кто называет его современным, кто классикой, кто еще как-то. Но впечатление все это производит странное. Конечно, в этом лучшем из миров все возможно. Но тем не менее вряд ли возможен киоск без традиций собственно киоска, а у нас их нет, кроме довоенного нэпманского стиля с косыми деревянными паркетными досочками, кое-где еще встречающегося в регионах. Дальше много лет возводилось вообще нечто непонятное. Из всего, что предложено Москомархитектурой, на мой взгляд, только павильоны соки-воды, молоко и овощи отражают ту нейтральность, которой должны обладать подобные объекты.
Но у нас вместо того, чтобы объявить конкурс, на который пригласили бы дизайнеров, – а их у нас немало – просто спустили сверху распоряжение на вроде бы причастное ведомство.
Генеральный директор архитектурного дизайн-бюро «Соло Дизайн» Константин Холстинин
О разработках проектов типовых ларьков от Москомархитектуры:
Хотелось бы посмотреть не на картинку, а уже на реальную модель. А пока у меня ощущение, что авторы не очень представляют, как это вообще может быть реализовано на практике. Как если бы кто-то увидел космический корабль в «Звездных войнах», перерисовал его и пришел к конструкторам с вопросом: «Сколько это стоит сделать?» Это несерьезно.
Начать хотя бы с предлагаемых материалов и технологий. Радует, что решили применять технологию ультрафиолетовой печати. Она появилась всего около пяти лет назад и позволяет печатать на любых сложных поверхностях, причем нанесенный таким образом рисунок долговечный. А вот с материалами не все однозначно. Если использовать ПВХ или полистирол, столь популярные у наших рекламщиков, то можно в первый же год получить перекошенные, никуда не годные киоски. Поскольку у этих материалов очень большой температурный коэффициент расширения.
Москомархитектура предлагает использовать сэндвич-панели. Есть такая технология – вентилируемые фасады. Это панель из тонких слоев алюминия, между которыми находится полиэтилен. Поверхность алюминия при этом достаточно тонкая, и эти панели можно по-всякому сгибать, и в результате получаются красивые коробочки, которые потом вешаются на алюминиевый профиль. Применяется это много где, например, на заправках. Это нормальный строительный материал, но единственное – ни в России, ни в Москве никто, видимо, не учитывает того, что при пожаре полиэтилен быстро плавится, начинает стекать, и здание мгновенно выгорает. Почему, к примеру, в Казахстане, этот материал запрещен для использования.
Что касается самих макетов. В предложенных эскизах не виден принцип модульности. Каким образом они предлагают объединять эти киоски? Эта идея никак не проиллюстрирована. Очень важно видеть киоски в сборе, когда внешний вид может получиться совсем не таким, как у отдельных объектов. Смущают и сами размеры, ну что это такое – 1,8х1,8 м? Там не то что покупателю, там продавцу негде встать будет. Это вообще непонятно для чего. Если такие будки делать для услуг мобильной связи, то еще ладно. Но если это предлагать в качестве элемента торговли, то это никуда не годится.
И несколько слов о дизайне. Предлагаемые изыски сильно повысят стоимость конструкций, тем более, что не очевидно, как, например, фронтоны вообще можно технически реализовать. Сделать это методом штамповки? Представьте, как будет выглядеть, к примеру, штампованная «классика». А можно, конечно, постараться и сделать не ларек, а маленький домик. Но тогда это уже совсем не для малого бизнеса. Довольно нелепо выглядят павильоны в стиле «классика», особенно – «Мороженое». Просто с продуктами такой дизайн ну никак не вяжется. Стиль «модерн» много взял от лондонских телефонных будок. Не может не радовать единая стилистка павильонов для туалета и для прессы.
На самом деле этот проект может быть намного глубже, где-то есть эти стыковки для построения модульной системы и все продумано. Если такое решение есть, то можно рассматривать этот проект и обсуждать. Но то, что я вижу, – это только картинки от дизайнера на тему: «если бы я был строителем». Решили попробовать сразу все стили, авось что-то и понравится. Думаю, зря не нарисовали еще что-то в египетском стиле и в «Рококо».
Управляющий партнер Management Development Grou Дмитрий Потапенко
О разработках проектов типовых ларьков от Москомархитектуры:
Красивые киоски придумали дизайнеры в Москомархитектуре. Только все это очень далеко от реальности. Напоминает историю с Марией-Антуанеттой, посоветовавшей оставшимся без хлеба есть пирожные.
Тема приведения мелкорозничной торговли к единому виду и до сегодняшнего дня периодически поднималась в столичном Департаменте потребительского рынка и услуг. Вся прелесть этого единообразия в том, что закупать ларьки предприниматели тоже будут единообразно, у конкретных поставщиков. Но если до сих пор решение откладывалось, то теперь на это уже можно не рассчитывать.
Предлагаемые палатки минимум на 40% дороже нынешних конструкций, которые обходятся от 150 000 до 250 000 руб. Обычные московские киоски, как правило, выполнены без изысков, без рисунка. А то, что нарисовали в Москомархитектуре, такое все объемное, красивое. Есть у нас кое-где точки, где такие конструкции уже используются, например в прессе. Летом под 40 градусов, зимой под 30, и эти ларьки сразу приходят в негодность. Так что нынешний московский ларечный минимализм не от отсутствия чувства прекрасного, а дань функциональности. Никакие раздвижные двери, стекла снизу не подходят для наших условий. Обратите внимание, нижняя часть наших ларьков отчего-то всегда закрыта, а не застеклена. И зачастую не просто закрыта, а еще и термоизолирована. Это потому, что у нас часто бывает холодно, и продавцы замерзают. Разработчиков из Москомархитектуры сейчас на сутки хотя бы посадить в придуманные ими палатки. Там нет места ни для отопителя, ни для кондиционера. Так что придуманные киоски не более, чем рисунок.
Елизавета Никитина
Источник: Slon.ru
Архитекторы впишут в столичные пейзажи «табуретки с колоннами»
Московские власти переселят уличных торговцев в конструктор "Лего".
Москомархитектура представила разработанные ею по поручению мэра Москвы Сергея Собянина типовые проекты киосков для уличной торговли. Впрочем, участников рынка волнует не столько внешний вид будущих киосков, в которых им придется работать, сколько сроки на замену палаток, их цена, а главное— шансы выиграть конкурс московских властей на право получить в аренду кусочек столичной земли.
Столичное ведомство, отвечающее за внешний облик столицы, опубликовало на своем сайте типовые проекты временных торговых модулей для Москвы. В презентации отмечается, что сегодня «разномастные» объекты мелкорозничной торговли сооружены «каждый по своему проекту, имеют разные характеристики по высоте, ширине, оформлены хаотично расположенной рекламой».
Это, судя по всему, консолидированное мнение столичных властей: еще в ноябре прошлого года заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Валентина Варфоломеева на обсуждении проблемы незаконного сноса палаток заявила, что «каждый по себе ларек в отдельности может выглядеть хорошо, но когда несколько таких ларьков стоят рядом у метро, получается Шанхай». Бороться с Шанхаем в Москве поручили Москомархитектуре.
Как в «Лего»
Главный принцип, которым руководствовались разработчики в Москомархитектуре— модульность, т.е. возможность собирать киоски из элементов конструкции размером 1,9 м на 1,5 м и 1,5 м на 1,5 м. «Такая конструкция сродни известному детскому конструктору „Лего“ и позволяет формировать необходимые торговые площади (как без входа внутрь, так и имеющие торговые залы) в зависимости от ситуации на участке размещения за счет блокировки между собой в любом из направлений»,— пишут разработчики. Они надеются, что модульность сделает объекты мелкой торговли узнаваемыми.
Оформление будет меняться в зависимости от товара и торгующей фирмы, но хаотичность исчезнет, обещают авторы: к примеру, если киоск будет торговать фруктами, то на нем будет соответствующее типичное изображение. «Это как бы реклама того, что продается»,— пояснили GZT.RU в Москомархитектуре.
Стили для зон
«Новым для Москвы является тот факт, что „одежда“ и рисунок модулей разработаны исходя из той стилевой зоны города, в которой предполагается размещение группы торговых объектов»,— пишут авторы проекта. Для различных зон города разработаны три стиля: «Модерн», «Классика» и «Свободный стиль». «Такой подход позволит нам максимально „вписать“ облик временных торговых объектов в облик районов расположения торговых объектов»,— надеются авторы.
«Разная стилистика предполагается в зависимости от зон города,— уточнили GZT.RU представители Москомархитектуры.— Один из стилей рекомендован для центра Москвы, другой— для периферии. Они будут сочетаться со стилистикой строений, которые в городе различные». Правда, какой именно стиль будет доминировать в центре города, представитель ведомства сказать затруднилась, отметив лишь, что в центральной части Москвы присутствует различная стилистика, соответственно, и стиль киосков может быть разным. «Это еще будет решаться»,— пообещали в ведомстве.
Урны и скамейки
Новые киоски заменят собой прежние «морально устаревшие» палатки, которые, по словам автров, «откровенно портят облик столицы». Установка торговых киосков будет сопровождаться благоустройством территории, прилегающей к ним, обещают разработчики.
«Модули будут сочетаться со стилистикой городской мебели— скамейками, урнами и т.п.,— уточнили GZT.RU в Москомархитектуре.— К примеру, если вся мебель в стиле модерн, то и модуль будет в стиле модерн». Кроме скамеек, в состав благоустройства включаются скамьи, урны, декоративное озеленение и декоративные светильники.
В пояснительном тексте к проекту сообщается, что разработанные проекты будут предварительно согласованы с управами районов и префектурами. Намного ли может измениться вид модулей после этих согласований и насколько принятый дизайн близок к окончательному, в Москомархитектуре уточнить не смогли.
Студенческое упражнение
«Это напоминает студенческое упражнение,— сказал историк архитектуры Григорий Ревзин, ознакомившись по просьбе GZT.RU с проектом.— Проект сделан по принципу „раз у нас есть в центре исторические детали, давайте делать киоски в классическом стиле“.
«При этом он они могут подойти как корове седло,— категоричен Ревзин.— Пять табуреток с колоннами— это не классицизм, это издевательство над классицизмом. Сами по себе, на мой взгляд, эти вещи очень некрасивые, а модульная система в город не вписывается, у нее другая задача».
Кроме того, специалист по архитектуре считает спорной идею о том, что одинаковые киоски, стоящие рядом – красивее, чем разные. «А почему, собственно? Вот люди стоят в метро— они тоже одеты по-разному, и фигуры у них разные. Одинаковые только солдаты в шинелях. Но это какая-то государственная красота»,— размышляет Ревзин.
«Идея Собянина убрать киоски с магистралей выродилась в очередную схему поборов с московской торговли— придумано, как получить большой заказ на киоски и заново всех торговцев обязать это оплачивать»,— резюмирует эксперт.
Красота и функциональность
В то же время опрошенные GZT.RU игроки рынка мелкой розницы в целом доброжелательно отнеслись к дизайну будущих киосков.
«Улучшение городской мебели и приведение в соответствие со стилем и архитектурным обликом столицы— правильный тренд»,— сказал GZT.RU Александр Оськин, глава Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).
Поддерживает он и принцип выбора из трех стилей. «Такой подход нам нравится. Это предоставляет свободу рынку,— считает он.— Нет диктатуры и насилия, дизайн соответствует стилю и архитектурному облику Москвы». Модульный подход он также считает прогрессивным методом, т.к. это предусматривает возможность развития торговой точки: «Сегодня, к примеру, у предпринимателя киоск на 6 кв метров, а потом посредством модульного развития он сможет его расширить».
Не имеет ничего против нового оформления и директор по развитию сети компании «Маркон» (торговая марка «Стардогс») Сергей Рак. По словам, большинство уличных общепитовских концепций вполне вписывается в один из предложенных размеров— 3х1,5 м. «Но многое зависит от воплощения»,— предостерегает он.
Дороже и сложнее
Другие участники рынка отмечают отдельные функциональные недостатки проекта. «Варианты оформления красивы, но не для всех видов деятельности удобны,— говорит глава компании „Автохолод“ Евгений Кобзарь.— Наверное, они вписываются в московскую архитектуру, хотя, что такое московская архитектура, сегодня трудно сказать: в центре у нас есть и модерн, и старинные здания, и „стекляшки“— все вперемешку».
По мнению Кобзаря, чья компания занимается, кроме прочего, производством киосков и автокафе, Москомархитектура справилась лишь со своей прямой задачей: спроектировать модули, которые смотрелись бы хорошо в рамках городской инфраструктуры. «Но по-хорошему их еще очень серьезно надо дорабатывать с точки зрения расположения оборудования, слива воды, снеговой нагрузки и т.п.,— анализирует увиденное специалист.— В частности, маленькие объекты не позволяют внести туда холодильник. Нет на рисунках козырьков— навесов над покупателем».
Кроме того, с точки зрения технологии производства они получились достаточно сложными, особенно те, что с декоративными элементами, и быстро их изготовить ни на каком производстве не получится, уверен Евгений Кобзарь. Как следствие, такие киоски будут достаточно дорогими в изготовлении и стоить будут явно дороже, чем нынешние киоски, уверен специалист. «Это может быть оправдано, если они будут служить не менее 5–10 лет»,— считает он.
Другие опрошенные предприниматели тоже пока не решаются предположить, во сколько обойдутся им новые киоски. «Сегодня цена полностью оборудованного готового к работе киоска общепита— около 600 тыс. рублей,— сообщил Сергей Рак.— Новый объект, по идее, не должен стоить дороже». По словам Александра Оськина, средняя стоимость киоска с прессой сегодня— около $10 тыс., но цена новых конструкций, по его словам, будет зависеть в первую очередь от материалов.
Масштаб катастрофы
Гораздо больше, чем стили и функциональность новых типовых киосков, игроков рынка беспокоят другие проблемы. В частности, пока неясно, в какие сроки предпринимателям предпишут сменить торговые точки на новые. От этого, по словам Александра Оськина из АРПП, зависит «масштаб катастрофы».
«Если это будет сделано в неразумные сроки и в порядке диктатуры над рынком, это разорит малый и средний бизнес,— предостерегает Оськин.— Нужен мягкий подход к работе, без фанатизма и идиотизма, какой был 4 ноября, когда стали сносить ларьки, невзирая на документы.
По мнению главы АРПП, предпринимателям нужно дать переходный период сроком 3–5 лет, в течение которого они смогут сменить киоски на рекомендованные. «Есть безобразные киоски, которые нужно менять в течение года, а есть поставленные недавно современные стеклянные киоски,— отмечает Оськин.— Их владельцам можно дать три года или больше на замену, чтобы люди успели вернуть потраченные деньги. Если спешки не будет, то мы будем приветствовать двумя руками».
Впрочем, не каждому из ныне работающих предпринимателей придется заниматься заменой киоска— некоторые, судя по всему, лишатся бизнеса: на новых конкурсах, дающих право временной аренды земельных участков, разыгрывается примерно на 30% меньше мест. «Это прекратит существование многих малых предприятий»,— прогнозирует Евгений Кобзарь.
«В центральном округе было около пяти заявок на место,— рассказывает Сергей Рак из „Маркона“.— Но это конкурс на временную аренду, а на постоянную будет, скорее всего, меньше».
Опасаются участники рынка и того, что власти поставят перед ними жесткую рекомендацию, у кого именно закупать киоски. «Это будет попахивать коррупционной составляющей»,— считает Александр Оськин. По его мнению, не должно быть и тендера на производство модульных конструкций. «Нам поставят рекомендации, скажут, каким видят власти города мелкорозничные сети, а уж как это реализуется, позвольте решать рынку свободно»,— призывает он.
Источник: GZT.RU