Москомархитектура представила разработанные ею по поручению мэра Москвы Сергея Собянина типовые проекты киосков для уличной торговли. Впрочем, участников рынка волнует не столько внешний вид будущих киосков, в которых им придется работать, сколько сроки на замену палаток, их цена, а главное— шансы выиграть конкурс московских властей на право получить в аренду кусочек столичной земли.
Столичное ведомство, отвечающее за внешний облик столицы, опубликовало на своем сайте типовые проекты временных торговых модулей для Москвы. В презентации отмечается, что сегодня «разномастные» объекты мелкорозничной торговли сооружены «каждый по своему проекту, имеют разные характеристики по высоте, ширине, оформлены хаотично расположенной рекламой».
Это, судя по всему, консолидированное мнение столичных властей: еще в ноябре прошлого года заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Валентина Варфоломеева на обсуждении проблемы незаконного сноса палаток заявила, что «каждый по себе ларек в отдельности может выглядеть хорошо, но когда несколько таких ларьков стоят рядом у метро, получается Шанхай». Бороться с Шанхаем в Москве поручили Москомархитектуре.
Как в «Лего»
Главный принцип, которым руководствовались разработчики в Москомархитектуре— модульность, т.е. возможность собирать киоски из элементов конструкции размером 1,9 м на 1,5 м и 1,5 м на 1,5 м. «Такая конструкция сродни известному детскому конструктору „Лего“ и позволяет формировать необходимые торговые площади (как без входа внутрь, так и имеющие торговые залы) в зависимости от ситуации на участке размещения за счет блокировки между собой в любом из направлений»,— пишут разработчики. Они надеются, что модульность сделает объекты мелкой торговли узнаваемыми.
Оформление будет меняться в зависимости от товара и торгующей фирмы, но хаотичность исчезнет, обещают авторы: к примеру, если киоск будет торговать фруктами, то на нем будет соответствующее типичное изображение. «Это как бы реклама того, что продается»,— пояснили GZT.RU в Москомархитектуре.
Стили для зон
«Новым для Москвы является тот факт, что „одежда“ и рисунок модулей разработаны исходя из той стилевой зоны города, в которой предполагается размещение группы торговых объектов»,— пишут авторы проекта. Для различных зон города разработаны три стиля: «Модерн», «Классика» и «Свободный стиль». «Такой подход позволит нам максимально „вписать“ облик временных торговых объектов в облик районов расположения торговых объектов»,— надеются авторы.
«Разная стилистика предполагается в зависимости от зон города,— уточнили GZT.RU представители Москомархитектуры.— Один из стилей рекомендован для центра Москвы, другой— для периферии. Они будут сочетаться со стилистикой строений, которые в городе различные». Правда, какой именно стиль будет доминировать в центре города, представитель ведомства сказать затруднилась, отметив лишь, что в центральной части Москвы присутствует различная стилистика, соответственно, и стиль киосков может быть разным. «Это еще будет решаться»,— пообещали в ведомстве.
Урны и скамейки
Новые киоски заменят собой прежние «морально устаревшие» палатки, которые, по словам автров, «откровенно портят облик столицы». Установка торговых киосков будет сопровождаться благоустройством территории, прилегающей к ним, обещают разработчики.
«Модули будут сочетаться со стилистикой городской мебели— скамейками, урнами и т.п.,— уточнили GZT.RU в Москомархитектуре.— К примеру, если вся мебель в стиле модерн, то и модуль будет в стиле модерн». Кроме скамеек, в состав благоустройства включаются скамьи, урны, декоративное озеленение и декоративные светильники.
В пояснительном тексте к проекту сообщается, что разработанные проекты будут предварительно согласованы с управами районов и префектурами. Намного ли может измениться вид модулей после этих согласований и насколько принятый дизайн близок к окончательному, в Москомархитектуре уточнить не смогли.
Студенческое упражнение
«Это напоминает студенческое упражнение,— сказал историк архитектуры Григорий Ревзин, ознакомившись по просьбе GZT.RU с проектом.— Проект сделан по принципу „раз у нас есть в центре исторические детали, давайте делать киоски в классическом стиле“.
«При этом он они могут подойти как корове седло,— категоричен Ревзин.— Пять табуреток с колоннами— это не классицизм, это издевательство над классицизмом. Сами по себе, на мой взгляд, эти вещи очень некрасивые, а модульная система в город не вписывается, у нее другая задача».
Кроме того, специалист по архитектуре считает спорной идею о том, что одинаковые киоски, стоящие рядом – красивее, чем разные. «А почему, собственно? Вот люди стоят в метро— они тоже одеты по-разному, и фигуры у них разные. Одинаковые только солдаты в шинелях. Но это какая-то государственная красота»,— размышляет Ревзин.
«Идея Собянина убрать киоски с магистралей выродилась в очередную схему поборов с московской торговли— придумано, как получить большой заказ на киоски и заново всех торговцев обязать это оплачивать»,— резюмирует эксперт.
Красота и функциональность
В то же время опрошенные GZT.RU игроки рынка мелкой розницы в целом доброжелательно отнеслись к дизайну будущих киосков.
«Улучшение городской мебели и приведение в соответствие со стилем и архитектурным обликом столицы— правильный тренд»,— сказал GZT.RU Александр Оськин, глава Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).
Поддерживает он и принцип выбора из трех стилей. «Такой подход нам нравится. Это предоставляет свободу рынку,— считает он.— Нет диктатуры и насилия, дизайн соответствует стилю и архитектурному облику Москвы». Модульный подход он также считает прогрессивным методом, т.к. это предусматривает возможность развития торговой точки: «Сегодня, к примеру, у предпринимателя киоск на 6 кв метров, а потом посредством модульного развития он сможет его расширить».
Не имеет ничего против нового оформления и директор по развитию сети компании «Маркон» (торговая марка «Стардогс») Сергей Рак. По словам, большинство уличных общепитовских концепций вполне вписывается в один из предложенных размеров— 3х1,5 м. «Но многое зависит от воплощения»,— предостерегает он.
Дороже и сложнее
Другие участники рынка отмечают отдельные функциональные недостатки проекта. «Варианты оформления красивы, но не для всех видов деятельности удобны,— говорит глава компании „Автохолод“ Евгений Кобзарь.— Наверное, они вписываются в московскую архитектуру, хотя, что такое московская архитектура, сегодня трудно сказать: в центре у нас есть и модерн, и старинные здания, и „стекляшки“— все вперемешку».
По мнению Кобзаря, чья компания занимается, кроме прочего, производством киосков и автокафе, Москомархитектура справилась лишь со своей прямой задачей: спроектировать модули, которые смотрелись бы хорошо в рамках городской инфраструктуры. «Но по-хорошему их еще очень серьезно надо дорабатывать с точки зрения расположения оборудования, слива воды, снеговой нагрузки и т.п.,— анализирует увиденное специалист.— В частности, маленькие объекты не позволяют внести туда холодильник. Нет на рисунках козырьков— навесов над покупателем».
Кроме того, с точки зрения технологии производства они получились достаточно сложными, особенно те, что с декоративными элементами, и быстро их изготовить ни на каком производстве не получится, уверен Евгений Кобзарь. Как следствие, такие киоски будут достаточно дорогими в изготовлении и стоить будут явно дороже, чем нынешние киоски, уверен специалист. «Это может быть оправдано, если они будут служить не менее 5–10 лет»,— считает он.
Другие опрошенные предприниматели тоже пока не решаются предположить, во сколько обойдутся им новые киоски. «Сегодня цена полностью оборудованного готового к работе киоска общепита— около 600 тыс. рублей,— сообщил Сергей Рак.— Новый объект, по идее, не должен стоить дороже». По словам Александра Оськина, средняя стоимость киоска с прессой сегодня— около $10 тыс., но цена новых конструкций, по его словам, будет зависеть в первую очередь от материалов.
Масштаб катастрофы
Гораздо больше, чем стили и функциональность новых типовых киосков, игроков рынка беспокоят другие проблемы. В частности, пока неясно, в какие сроки предпринимателям предпишут сменить торговые точки на новые. От этого, по словам Александра Оськина из АРПП, зависит «масштаб катастрофы».
«Если это будет сделано в неразумные сроки и в порядке диктатуры над рынком, это разорит малый и средний бизнес,— предостерегает Оськин.— Нужен мягкий подход к работе, без фанатизма и идиотизма, какой был 4 ноября, когда стали сносить ларьки, невзирая на документы.
По мнению главы АРПП, предпринимателям нужно дать переходный период сроком 3–5 лет, в течение которого они смогут сменить киоски на рекомендованные. «Есть безобразные киоски, которые нужно менять в течение года, а есть поставленные недавно современные стеклянные киоски,— отмечает Оськин.— Их владельцам можно дать три года или больше на замену, чтобы люди успели вернуть потраченные деньги. Если спешки не будет, то мы будем приветствовать двумя руками».
Впрочем, не каждому из ныне работающих предпринимателей придется заниматься заменой киоска— некоторые, судя по всему, лишатся бизнеса: на новых конкурсах, дающих право временной аренды земельных участков, разыгрывается примерно на 30% меньше мест. «Это прекратит существование многих малых предприятий»,— прогнозирует Евгений Кобзарь.
«В центральном округе было около пяти заявок на место,— рассказывает Сергей Рак из „Маркона“.— Но это конкурс на временную аренду, а на постоянную будет, скорее всего, меньше».
Опасаются участники рынка и того, что власти поставят перед ними жесткую рекомендацию, у кого именно закупать киоски. «Это будет попахивать коррупционной составляющей»,— считает Александр Оськин. По его мнению, не должно быть и тендера на производство модульных конструкций. «Нам поставят рекомендации, скажут, каким видят власти города мелкорозничные сети, а уж как это реализуется, позвольте решать рынку свободно»,— призывает он.
Источник: GZT.RU
Архитекторы впишут в столичные пейзажи «табуретки с колоннами»
Московские власти переселят уличных торговцев в конструктор "Лего"