О торговле не без торговли. Московские власти помогут производителям киосков за счет работников малого бизнеса


Эксперты видят в постоянных «зачистках» палаток коррупционный фактор.

Мелкая розница в столице меняет свой облик. Власти выдвинули ряд дополнительных требований к нестационарным торговым объектам. Одно из них - четкая специализация по товарам. В феврале в мэрии обещают утвердить схему размещения киосков. В Москомархитектуре уже разработали типовые проекты для ларьков и палаток, основное преимущество которых - модульность. Эксперты качество работы чиновников-архитекторов оценивают низко и предрекают широкие возможности для коррупции. Предприниматели сдержанно поддерживают инициативу властей, попутно требуя уточнений.

Вчера на заседании правительства Москвы исполнительная власть окончательно определилась, что и как будет делать с объектами мелкой розницы. По замечанию мэра Сергея Собянина, главным условием при размещении торговых палаток будет потребность жителей в их специализации. «Мы должны быть уверены, что они дополнят нишу именно магазинов шаговой доступности, реализуют те товары и услуги, которых не хватает жителям конкретных микрорайонов», - отметил градоначальник. По словам руководителя департамента торговли и потребительских услуг Михаила Орлова, в схеме размещения объектов, кроме необходимого описания вида торговой палатки и ее адреса, будет указываться и специализация. «Не менее 80% товаров должны принадлежать к одной линейке, например, молочные продукты, колбасные изделия, овощи-фрукты», - пояснил чиновник.

В первую очередь власти намерены заменить на улицах автокиоски: на их месте будут стоять обыкновенные ларьки. По словам Михаила Орлова, сейчас такие киоски на колесах не имеют договоров аренды. «С 1 июля они освобождают эту территорию, а уже новые объекты встают на эти места», - сказал Орлов. По оценке предпринимателей, потери малого бизнеса от запрета автокафе составят около 80 млн. долларов США. Но часть бизнесменов уверены, что сделать из палаток на колесах стационарный пункт несложно.

В течение 45 дней департамент торговли и потребительских услуг намерен утвердить предложенную Москомархитектуры схему размещения объектов. «Документ будет направлен в префектуры, которые в течение двух недель смогут согласовать его с представителями департаментов природопользования и транспорта. Одновременно пройдут общественные слушания. Депутаты муниципальных собраний должны будут принять решение, - объяснил процедуру г-н Орлов. - Этот документ уже будет обсуждаться в префектуре на заседании межведомственной комиссии». Когда схему утвердят полностью, власти проведут публичные аукционы. По словам представителя общественной организации «ОПОРа России» Никиты Кузнецова, не стоит забывать о гибкости схемы. «Для здоровой экономики необходима конкуренция. Должны быть возможности для изменения количества палаток, чтобы существующие нормы искусственно не влияли на развитие рынка», - замечает эксперт.

Претензии со стороны властей есть к внешнему виду торговых рядов на московских улицах. По словам мэра Собянина, все палатки и ларьки должны стать «эстетически привлекательными», и их установка будет разрешена только с использованием типовых архитектурных решений. Для этого в Москомархитектуре разработали проекты, основной принцип которых - модульность новых палаток и киосков. Разработчикам проект напоминает конструктор «Лего». Чиновники представили для обсуждения три варианта: классический стиль с элементами ордерной декорации, стиль «модерн» начала ХХ века и современный стиль.

Предложенные варианты вызвали жаркие споры. В сообществах, посвященных Москве, жители столицы охарактеризовали палатки в стиле «классика» как «богатые склепы», а современные варианты для молока, овощей и хлеба им напомнили советские телефонные будки. Историк архитектуры Алексей Клименко полагает, что «уродовать нижний уровень города типовыми решениями глупо». «Зачем ту часть города, которая мелькает у жителей перед глазами постоянно, делать тоскливо однообразной, - говорит «НИ» эксперт. - Складывается мнение, что это коррупционное решение: ликвидируйте сейчас то, на что так долго получали разрешения, и покупайте только эти три варианта».

Создания коррумпированной схемы опасаются и предприниматели. Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин считает, что заменять торговые палатки стоит в течение минимум трех лет, а производство модулей не должно ложиться на плечи одного завода. «К тому же киоски должны быть экономически оправданными, а к некоторым вариантам предлагаются огнеопасные или дорогостоящие материалы, - объясняет «НИ» г-н Оськин. - Палатки должны учитывать наш климат: в Москве бывают и морозы минус 30, и жара плюс 30». Кроме того, эксперт указывает, что основная задача торговых объектов помогать продавать: «В одном киоске печати должны помещать не менее 500 наименований журналов и газет».

Источник: Новые известия