Новые уличные сооружения — ларьки, скамейки, урны, фонари — должны изменить облик городских районов, может быть, даже украсить их.
Продавщица с бейджиком «Светлана Пущина» в ларьке на колесах «Стардогс», который осенью перенесли от метро «Войковская» в ближайший переулок, говорит, что покупателей стало меньше: «Многие не знают теперь, где мы. Правда, постоянные посетители — ребята из ближайших офисов — остались. Но ненадолго: с февраля нас закрывают». Принимая хот-дог и сдачу, 30-летний электрик Роман уверяет Светлану, что в жизни не пойдет к единственному оставшемуся у метро конкуренту — ларьку с шаурмой. «Я знаю, что есть стационарные палатки “Стардогс”, — объясняет он. — Их, наверное, не снесут, а уж как они будут оформлены, мне неважно». Многие покупатели и продавцы киосков с журналами и газетами, конфетами и цветами, оставшимися у метро, слышали, что внешний облик ларьков в Москве скоро изменится. «Да пусть поменяют, главное — не снесут», — повторяет единодушное мнение продавщица «Центропечати».
Над тем, где и какие ларьки будут стоять к концу 2011 года, работают сотрудники управ и префектур, Москомархитектуры и Департамента торговли и услуг. Более того, в марте, когда чиновники подготовят новые схемы размещения киосков и павильонов (подальше от метро, исторической застройки и т.д.), жители каждого района смогут принять участие в общественных слушаниях на эту тему. Несколько проектов торговых модулей в комплекте с урнами, фонарями, рекламными конструкциями, вазонами, скамьями и другой уличной мебелью Москомархитектура уже представила на своем сайте (mka.mos.ru) 17 января. Новые уличные сооружения, по замыслу сотрудников Москомархитектуры, должны вписаться в окружающую среду.
«Вразнобой сделанные ларьки создавали мусорный вид, это было очевидно всем, — комментирует активность городских властей руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян. — Если просто заменить их на «красивые», ничего по сути не изменится. Прежде чем мы решим, как будут выглядеть эти ларьки, мы должны разработать общую концепцию развития город¬ской среды, в которую впишутся ларьки, общественные туалеты, первые этажи зданий и многое другое. Но у нас никакой философии общественного пространства нет, никто не думает о его открытости и безопасности, о соотношении частной инициативы в виде тех же ларьков и публичной территории. У нас не задают вопрос «зачем?», а сразу задают вопрос «как?».
«Прежде чем мы решим, как будут выглядеть эти ларьки, мы должны разработать общую концепцию развития городской среды… Но у нас никакой философии общественного пространства нет».
Чтобы не было одинаково
Действительно, московские конкурсы по проектированию уличной мебели до сих пор не предполагали какой-либо общегородской концепции развития городской среды. Например, в 2003 году «ЦСА/Центр современной архитектуры» по заказу рекламной компании «Агентство по маркетингу» организовывал конкурс на проект уличной скамьи с рекламой. «Нам тогда показалось, что это интересная идея, и задача действительно подходящая для конкурса, — рассказывает директор центра Ирина Коробьина. — Такие истории — шанс для молодых архитекторов проявить свою изобретательность и заявить о себе». Рекламные скамейки в городе появились, но с тех пор открытых конкурсов по этой теме больше не было.
По мнению вице-президента Союза московских архитекторов Михаила Хазанова, «фонари, киоски, афишные тумбы, остановки, скамьи, торговые павильоны, словом, все мобильные элементы городского дизайна — вещь крайне ответственная. Это тот нижний ярус города, с которым мы общаемся плотно, повседневно. Здесь, как и в “большой” архитектуре, нужен высокий профессионализм. Именно поэтому, на мой взгляд, необходим открытый конкурс, который даст пять-шесть лучших вариантов комплексных решений городского дизайна, желательно на примерах конкретных территорий».
По его словам, в таком конкурсе с удовольствием приняли бы участие многие архитекторы. «Двух типовых мест в городе не случается, — продолжает он. — Нельзя весь городской дизайн приводить к единообразию, иначе город будет походить на лагерь или казарму. Особенно в унылых новых районах — чем больше разнообразия, тем лучше. При этом один комплект может быть сквозной, как зеленые афишные тумбы и газетные киоски в Париже либо красные телефонные будки в Лондоне».
В 2007 году специально для Нижнего Сусального переулка был разработан проект типовых палаток. Тогда экспертно-консультативный совет при главном архитекторе Москвы решил, что они слишком загромождают улицу и заслоняют исторический вал, однако сейчас там стоят палатки, очень похожие на проектные.
У Москомархитектуры свой взгляд: уже не первый год комитет поддерживает идею разработки не отдельных предметов, а гарнитуров уличной мебели. «Никому не приходит в голову поставить в спальне мебель в стиле хай-тек, а люстры повесить — в стиле эпохи Людовика IV, — объясняет заместитель главного художника Москвы Дмитрий Васильченко. — А в Москве происходит что-то в этом роде, поскольку скамьи устанавливает одно учреждение, светильники закупает другое, а за рекламные конструкции отвечает третье».
Когда в 2009 году были ужесточены правила размещения рекламы на улицах, комитет предложил разработать не просто новые рекламные носители, а коллекции малых архитектурных форм. Общественный совет при мэре рассмотрел гарнитуры в «московском стиле» для центра, в «псевдоклассическом» — для кварталов сталинского времени и в «современном» — за Садовым кольцом. Годом раньше тот же совет обсуждал похожие проекты, чей модельный ряд включал варианты «Ультра» (самый современный), «Лебедь» (оранжевого цвета) и некий «Свободный стиль». Проекты пока не реализованы.
Список требований
Теперь у Москомархитектуры появился шанс заставить город уличными гарнитурами. Дизайнеры ГУП «ГлавАПУ» при разработке представленных 17 января торговых модулей использовали в том числе нереализованные типовые проекты, включая коллекции 2009 года. «Когда станет понятно, в каком месте и сколько объектов розничной торговли будет размещено, — рассказывает Васильченко, — арендаторам, выигравшим тендер, предложат модули, в которых будут их торговые точки. А Москомархитектура должна разработать общий проект благоустройства этой территории: каким будет цветовое оформление павильонов в соответствии с гаммой застройки, где установят уличные светильники, скамейки, вазоны, туалеты». До конца мая Москомархитектура должна представить более 1,5 тысячи таких проектов.
По мнению дизайнера и главного редактора портала Designet.ru Александра Матвеева, реальным заказчиком на разработку объектов мелкорозничной торговли может быть сама торговля в лице какого-либо объединения, представляющего ее интересы. Тогда как город в лице Москомархитектуры мог бы предложить комплекс научно обоснованных регламентов, рамочных требований к объектам, с тем чтобы вписать их в городскую инфраструктуру. «Такой заказ, особенно если он будет проведен в виде честного, публичного тендера, был бы крайне интересен, а воплощение сильно изменило бы к лучшему городскую среду», — добавляет Матвеев. Согласна с ним и Коробьина, по словам которой, типовые решения необходимы городу. Ей кажутся интересными варианты, сделанные по принципу лего, которые позволяли бы на основе единого набора создавать разные варианты конструкций, подходящих к конкретному месту.
Источник: Ведомости