Москвичей оставят без прессы?

С 1 июля разномастные киоски начнут исчезать с московских улиц. Их заменят будочки в стиле казарменного классицизма, гипертрофированные молочные пакеты и другие чудеса. Только вот горожанам после этого станет труднее купить газету.
Для начала ларьков просто станет меньше. Если в ноябре киоски крушили бессистемно и часто незаконно, то теперь власти будут действовать по схеме. А именно по «Временной схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети», вывешенной на сайте Департамента торговли и услуг города Москвы.

А уже в начале февраля должна появиться новая схема, постоянная, куда войдут уже все киоски. Ее сейчас активно разрабатывают в недрах московских департаментов. Кстати, предложения граждан по дислокации ларьков принимаются по «горячей линии» (8(495)694-48-52 и 8(495)781-74-38).

В Москомархитектуре тоже времени зря не теряли - разработали типовые проекты новых палаток. Разрабатывали еще с осени по поручению Сергея Собянина, силами ГУП «ГлавАПУ». Многие высоколобые архитекторы типовые проекты тут же заклеймили, обозвали их ученическими работами. Хотя ничего страшного в новых ларьках нет, даже симпатично получилось.
Всего предложено шесть вариантов: классика (желто-белые, с двускатными крышами, их хотят ставить в историческом центре), модерн (имеется в виду русский модерн начала века), современный стиль (мало чем отличается от классики), минимализм (те самые молочные пакеты), лебедь (специально для сувениров) и так называемый свободный стиль. Смысл в том, чтобы в любой точке города все ларьки были равной высоты и подходили друг к другу. Для каждого типового варианта архитекторы разработали скамейки, цветочные и афишные тумбы, фонари и уличные указатели. Предполагается, что благоустройство территории вокруг ларьков всей этой мебелью тоже ляжет на плечи коммерсантов.

«В целом мы поддерживаем замену ларьков, киоски не должны пугать своим видом москвичей и гостей столицы, однако несколько моментов вызывают опасения, - заявил «МН» председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции России Александр Оськин. - Во-первых, ларьки хотят делать из дорогостоящих материалов, что удорожит их на 40%, кроме того, предложенные материалы огнеопасны. Во-вторых, мы боимся диктата, хотелось бы, чтобы на замену ларьков дали 3-5 лет, чтобы владельцы самых новых киосков могли окупить вложения. Также у нас есть информация, которая позволяет говорить, что будут даны рекомендации по производителю».

Впрочем, в Департаменте торговли и услуг «МН» заверили, что предприниматели сами смогут выбирать, у кого заказывать киоски. Мол, для этого типовые проекты и выложили в свободный доступ. А вот 3-5 лет у ларечников, скорее всего, не будет. Хотя сроки еще точно не определены, но новая команда в мэрии уже показала, что любит решать проблемы, не мешкая.

Следовательно, платить за украшение города придется тем, кто в ларьках покупает, то есть нам с вами. И платить не только деньгами. С нового года система распространения и так обложена налогом на фонд заработной платы в 36%. Теперь издержки вырастут еще и за счет замены ларьков. Сейчас киоск прессы стоит не меньше $10 тысяч. Новые ларьки, судя по всему, обойдутся дороже. Хозяевам палаток придется как-то окупать непредвиденные траты. А значит, волей-неволей перейти на торговлю более выгодным товаром.

«После этого продавать значительную часть изданий станет просто нерентабельно, - объясняет Александр Оськин. - Мы рискуем пойти по американскому пути. Когда там сначала были киоски прессы, а потом вся пресса ушла в супермаркеты, где продается не более 100 самых популярных газет и журналов, а все остальное либо погибло, либо ушло в подписку».

Что в итоге останется в киосках? Всевозможная коммерческая продукция: комиксы, сборные модели, наклейки, глянцевые журналы, живущие за счет рекламы и готовые приплачивать за распространение, а также правительственная пресса с субсидированными ценами. Можно предположить, что альтернативным политическим изданиям бороться за читателя в новых газетных киосках станет практически невозможно. Вынужденная в новых условиях повысить цену продажи, подобная некоммерческая пресса, несущая своей не особенно обеспеченной читательской аудитории информацию, может эту аудиторию потерять. Та просто не станет платить за газету больше даже при всей своей любви к альтернативному политическому мнению. Вот это и будет самой страшной платой за украшение города в выборный год.

Источник: Мир новостей