Недавно московский комитет по архитектуре и градостроительству сообщил о том, что власти Москвы намерены привести в порядок «внешность» московских уличных павильонов. Столичные власти предлагают типовые проекты киосков, которые будут составляться из модулей и соответствовать стилю той части города, где они расположены.
Корреспондент ТПП-Информ связался с экспертами, чтобы узнать, насколько чувствительным может оказаться новый проект для московского малого бизнеса.
Комментарий интернет-изданию на эту тему дал Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции и член Комитета по предпринимательству в сфере средств массовой информации, книгоиздания и полиграфии ТПП РФ.
«Предложение Москомархитектуры, изложенное на сайте этой организации, в части нового облика розничных киосков в Москве вызвало у нас противоречивую реакцию.
Мы поддерживаем как тренд усилия, которые прилагаются к тому, чтобы все розничные объекты в Москве были современными, цивилизованными и вписывались в стиль и архитектуру города. И мы считаем, что в этом плане выбрано правильное направление развития, и также одобряем возможность модульной модели развития этих объектов. Как известно, предпринимателям предложено три варианта: «классический», «модерн» и так называемый «свободный стиль». Все это правильно и разумно.
Но далее начинаются вопросы и наше беспокойство за тот малый бизнес, который и представляет эти объекты в городе. Говоря о проекте Москомархитектуры, мы с сожалением констатируем, что он находится совершенно вне экономики.
Это может настолько сильно и больно ударить по малому бизнесу, что он просто погибнет. Малому бизнесу и так нелегко, поскольку с нового года, как известно, усилилось бремя отчислений в социальные фонды.
Реальной активной поддержки малому бизнесу со стороны властей мы, к сожалению, пока не видим, а только слышим декларации. Начиная с коллапса 4 ноября, когда розничная торговля Москвы подверглась нападкам ослепленных чрезмерным рвением чиновников и заканчивая последним предложением Москомархитектуры.
Что конкретно нас беспокоит? Во-первых, предложенные материалы по изготовлению киосков слишком дороги. По предварительной оценке, использование этих материалов приведет к удорожанию стоимости объектов на 40–50 %! Кроме того, эти материалы еще и пожароопасны, а пластик, представленный как материал для киосков, выделяет ядовитый дым. Достаточно вспомнить не столь давние трагедии при пожарах в России, чтобы понять, чем это может грозить.
Третий важный момент – технологический. Летом у нас температура воздуха может подниматься до +30, а зимой опускаться до -30. Насколько новые киоски будут комфортны для работы там человека? Нам показалось, что они некомфортны, поскольку, например, нижняя часть киоска имеет ослабленную теплоизоляцию.
А ведь в европейских странах, например, в соседней Польше, такие объекты строятся сразу с биотуалетами. В Европе подобные проекты всегда ориентированы, прежде всего, на человека. Поэтому хотелось бы иметь несколько разных предложений Москомархитектуры, из которых уже можно будет выбирать.
Очень важный момент – это то, где эти киоски будут изготавливаться. Если нам в перспективе хотят навязать одного производителя-монополиста, то это попахивает коррупцией. Поэтому и здесь момент выбора производителя является крайне важным, на наш взгляд.
И последний момент, который нас сильно беспокоит, – это сроки, за которые предполагается заменить объекты розничной торговли на киоски нового образца. Вся розница Москвы регулярно обновляется, и те объекты, которые были открыты в прошлом году, будут окупаться минимум около 5 лет. И если сейчас будут объявлены кратчайшие сроки замены, это станет настоящим насилием над малым бизнесом. По нашему мнению, разумные сроки, которые могли бы быть предложены рынку для введения новых объектов, – 3-5 лет.
Крайне важный вопрос – дислокация торговых точек. Сколько всего киосков должно находиться на улицах Москвы? Замечу, что только по распространению павильонов по продаже прессы Россия отстает от европейских стандартов в 3 раза. И мы за то, чтобы приближаться к мировым стандартам по обслуживанию населения.
Не стоит прислушиваться к псевдоопросам, в которых москвичи якобы говорят о том, что им не нужны киоски прессы. Такая статистика является полностью сфальсифицированной. Недавно в расследовании газеты «Мир Новостей» приводились примеры таких подделок, когда, например человек, якобы дважды голосовавший против киосков, даже не находился в городе в тот момент, когда проводился опрос. Поэтому мы считаем, что такие опросы должны проводиться независимыми компаниями, которые предоставляли бы статистику правительству Москвы.
Мы считаем, что новая дислокация для объектов розничной торговли должна ориентироваться на европейские стандарты. Приведу пример: уличные объекты прессы в Варшаве занимают 750 кв. м торговых площадей на 1000 жителей, в Париже – 860 кв. м, в Лондоне – 1050 кв. м. В этот показатель также включены первые этажи зданий, где располагаются торговые объекты, зато из статистики исключены площади супермаркетов и торговых центров. В Москве уличная торговля также составляет 750 кв. м на 1000 жителей, но при этом учитываются гигантские площади всех супермаркетов, гипермаркетов и многоэтажных ТЦ.
Таким образом, в целом мы приветствуем проект Москомархитектуры, но с рядом значительных «но».
Беседовала Анастасия Казимирко-Кириллова
Источник: ТПП-Информ