Проблемы розничного распространения прессы в Москве

26 января с.г. в Ассоциации распространителей печатной продукции состоялось заседание Комитета АРПП по проблемам развития розничного распространения прессы под председательством А.В. Попова, генерального директора ЗАО «Центропечать», вице-президента АРПП.

В нем приняли участие: Г.В. Баринов – генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ», А.Б. Игнатьева – генеральный директор ЗАО «Центр прессы», Н.Б. Комиссарова – исполнительный директор АРПП,  А.И. Пылаев – заместитель генерального директора ОАО «Южное агентство печати», И.Д. Разуваева – генеральный директор ОАО «Краснопресненское агентство печати», М.В. Цитримбаум – начальник отдела развития ООО «АРП «Тверская,13» и другие.

Участники заседания обсудили план работы Комитета на 2011 год, рассмотрели вопросы дислокации торговых объектов печатной продукции, способы повышения рентабельности киосков прессы в Москве, перспективы корректировки цен на печатную продукцию в 2011 году. Особое внимание было уделено проекту Москомархитектуры по изменению облика столичных киосков, торгующих периодикой.  

На заседании подчёркивалась необходимость не снижать внимания всех участников рынка к проблемам дальнейшего развития в городе киосковых сетей, сохранения  торговых мест, выделенных под киоски прессы на 2011 год.  Только совместными действиями можно решить эту проблему, заметил А.В. Попов. Об этом, в частности, свидетельствует прошлогодний опыт, когда в ноябре общими усилиями, включая обращения общественных организаций отрасли, удалось остановить в столице массовый снос киосков прессы.

Однако следует не только сохранять действующие объекты прессы, но и предпринимать меры по дальнейшему увеличению их численности. Надо добиваться построения в Москве современной системы распространения прессы, при которой на тысячу жителей приходился бы один объект по продаже периодической печатной продукции. Реализация данной нормы соответствует положениям постановления Правительства Москвы № 965 от 29 ноября 2005 г. Кроме того именно этот показатель расценивается в европейских странах, как один из важных стандартов жизни общества.

Столь же актуальной остаётся тема продления разрешений на ассортиментный перечень сопутствующих товаров, разрешенных для торговли в киосках прессы, утвержденный столичными властями на 2009-2010 гг. По этому поводу участники заседания договорились подготовить и направить от имени операторов киосковой розницы коллективное письмо в соответствующий профильный комитет города Москвы с просьбой продлить действующее разрешение на ассортиментный перечень  товаров на 2011 год. Необходимость такого обращения продиктована, среди прочего тем, что в ближайшее время необходимо будет заключать договоры и осуществлять закупку торгового оборудования для реализации сезонной группы товаров – воду, напитки и пр.

Далее собравшиеся обсудили вопрос о целесообразности корректировки в 2011 году цен  на печатную продукцию.  Данная проблема возникла в связи с тем, что повышение с нового года отчислений в социальные фонды тяжёлым бременем легло на распространителей прессы. Одним из вариантов поддержания их финансовой стабильности могло бы стать повышение розничных цен. Однако такой подход участники заседания посчитали преждевременными. А.В. Попов, в частности, высказался за сдерживание розничных цен на прессу, подчеркнув, что в этом году предприятие «Центропечать» не только не стало повышать конечные цены на периодику, но даже снизило их на ряд изданий. При этом добавил, что здесь требуется поддержка издателей. Именно в этих целях руководителям издательских домов была направлена просьба о снижении отпускных цен  на прессу.

На заседании Г.В. Баринов выступил с критическими замечаниями в адрес компании «Кардос», которая, по его мнению, использует методы недобросовестной конкуренции. По словам Г.В. Баринова,  эта компания, владеющая сетью нестационарных объектов прессы и «ручников», проводит  демпинговую политику, дестабилизирующую рынок. «Ручники», вооружённые «псевдолотками» вертикальной и горизонтальной формы, продают по несколько десятков наименований прессы в непосредственной близости от стационарных киосков, перехватывая у них покупателей за счёт более низких цен. М.И. Цитримбаум и А.И. Пылаев поддержали Г.В. Баринова. Прозвучало предложение, провести с руководством компании «Кардос» переговоры с тем, чтобы согласовать единую позицию  по ограничению ассортимента «ручников» до небольшого числа газет, а также для корректировки дислокации этих участников рынка и цен. Принято решение - обобщить предложения участников совещания и направить его в Департамент по СМИ и рекламе города Москвы.

Бурную дискуссию вызвала инициатива Москомархитектуры, предложившей три варианта стилей обновления внешнего облика киосков города. Участники заседания привели доводы, согласно которым ни один из этих вариантов не подходит для киосков прессы. В качестве дополнительных аргументов, поясняющих несостоятельность предложенных архитекторами новаций, был назван опыт Санкт-Петербурга, где властями была предпринята попытка изменить дизайн объектов мелкорозничной торговли по французской модели. Как показала практика, от французской модели пришлось отказаться, поскольку она не учитывала климатические условия города.

Присутствующие на совещании поддержали точку зрения руководителей ряда столичных компаний по распространению печатной продукции, которые изложили в своём письме в АРПП аргументированные замечания по поводу предложений Москомархитектуры (с текстом письма можно ознакомиться здесь). По мнению авторов письма, существующие киоски прессы крупнейших участников рынка распространения СМИ уже являются типовыми и функциональными, прошедшими проверку временем и конкуренцией. Они сформированы в соответствии с внутренними технологическими процессами, маркетинговыми исследованиями спроса и удобства москвичей. По итогам дискуссии было принято решение направить в Москомархитектуру письмо по данной проблеме.

Участники заседания рассмотрели также вопросы подготовки к ХХ международной конференции АРПП в Израиле. Были высказаны пожелания относительно включения в программу этого форума актуальных проблем развития розничных продаж прессы.

Пресс-служба АРПП