Активная цифровизация современной информационной среды, символом и одной из основных движущих сил которой стал интернет, воспринимается в самом мире СМИ двояко. «Пессимисты» ждут отмирания если не телевидения, то по меньшей мере прессы и радио буквально со дня на день.
«Оптимисты» утверждают, что процесс этот займет несколько десятилетий и закончится не смертью привычных (пока еще) носителей, но переводом их в категорию элитных продуктов.Подкрепляется последняя точка зрения множеством исторических параллелей. Прессу уже должны были в свое время уничтожить радио и телевидение… Однако мы видим, что, как правило, с появлением нового изобретения потребление человеком культурного и информационного контента расширяется, и новые носители просто встают в строй рядом с традиционными.
Впрочем, нет сомнений в том, что часть рыночного объема и периодики, и книг на бумажных носителях перейдет в виртуальное пространство. Но насколько сильно просядет рынок прессы? Сократится ли он на 5-10% или на 50% (лет через пять), как ожидает Даг РАСМУССЕН, президент Lagardere Servises?
Темпы появления новых изобретений в издательском деле, как и в прочих областях человеческой деятельности, со временем только растут.
Но в чем различие влияния научно-технического прогресса на систему СМИ в прошлые периоды и в наше время?
Глобальное открытие как ударная волна вызывает появление многих и многих более «мелких» изобретений. Все это вместе до неузнаваемости изменяет информационную среду. Но если в прошлом глобальные открытия «волны» появлялись со значительным временным промежутком, то сегодня они уже наслаиваются одна на другую.
В основе нынешних преобразований — «фундаментальная волна»: всеобщая дигитализация. В нашей отрасли это перевод любого контента в цифровой формат. А уж в этом виде его можно доставлять потребителю по какому угодно каналу — ПК, мобильные телефоны и смартфоны, ридеры, планшетники.
Печатные СМИ увидели угрозу в «новых медиа», транслирующих цифровой контент, в тот момент, когда стало понятно, что их можно использовать как эффективный рекламоноситель. И угроза эта, как кажется, становится все реальнее. Например, аналитики ZenithOptimedia полагают, что доля интернета в рекламном пироге к 2012 году вырастет до 17%, что всего на два пункта ниже доли газет в общих рекламных расходах.
А реклама в газетах теряет долю ежегодно, начиная с 1987 года.
Природа прессы дуалистична: она и носитель контента, и носитель рекламы. Газеты стали доступнее, когда с появлением ротационной машины открылась возможность печатать много и дешево, а приток рекламных денег позволил снизить цены до минимума — и газеты стали явлением массовым. Соответственно, при сокращении потока рекламных денег в бумажные СМИ вырастут их розничные цены, и пресса перейдет в премиум-сегмент.
Возрастающее почти по экспоненте количество научно-технических открытий, обилие технических устройств передачи мультимедийного контента, а также то, что вскоре во взрослую жизнь вступит поколение, с детсада привыкшее к общению через интернет и использованию гаджетов, — все это говорит о том, что печатным СМИ придется потесниться. Но насколько сократятся объемы рынка и насколько динамичным будет этот процесс, сегодня не может сказать никто! Например, в Италии ждут 50% падения к 2015 году.
Столь существенное и резкое проседание неизбежно приведет к коллапсу системы распространения прессы. Пока дистрибуторы стараются ради выживания сокращать собственные издержки, но при резком падении объемов продаж прямо пропорционального сокращения добиться невозможно. Соответственно, рентабельность распространения прессы будет стремительно снижаться, и на определенном этапе этот бизнес станет убыточным.
По экспертным оценкам, крах существующей системы распространения возможен при сокращении рынка на 30%. Конечно, прав Даг РАСМУССЕН, когда говорит, что и 50% — это большой рынок, и на нем можно работать и зарабатывать.
Можно — для тех, кто сумеет выжить. Но при обвальном падении этого рынка серьезные проблемы встанут не только перед дистрибуторами, которым фактически нечего будет распространять, но и, например, перед государственными институтами. Что произойдет с обществом, которое лишится информационного пространства, формировавшегося веками? Смогут ли новые СМИ продолжить миссию традиционных? Уже совсем скоро нам придется отвечать на эти и другие нелегкие вопросы.
«Оптимисты» утверждают, что процесс этот займет несколько десятилетий и закончится не смертью привычных (пока еще) носителей, но переводом их в категорию элитных продуктов.Подкрепляется последняя точка зрения множеством исторических параллелей. Прессу уже должны были в свое время уничтожить радио и телевидение… Однако мы видим, что, как правило, с появлением нового изобретения потребление человеком культурного и информационного контента расширяется, и новые носители просто встают в строй рядом с традиционными.
Впрочем, нет сомнений в том, что часть рыночного объема и периодики, и книг на бумажных носителях перейдет в виртуальное пространство. Но насколько сильно просядет рынок прессы? Сократится ли он на 5-10% или на 50% (лет через пять), как ожидает Даг РАСМУССЕН, президент Lagardere Servises?
Темпы появления новых изобретений в издательском деле, как и в прочих областях человеческой деятельности, со временем только растут.
Но в чем различие влияния научно-технического прогресса на систему СМИ в прошлые периоды и в наше время?
Глобальное открытие как ударная волна вызывает появление многих и многих более «мелких» изобретений. Все это вместе до неузнаваемости изменяет информационную среду. Но если в прошлом глобальные открытия «волны» появлялись со значительным временным промежутком, то сегодня они уже наслаиваются одна на другую.
В основе нынешних преобразований — «фундаментальная волна»: всеобщая дигитализация. В нашей отрасли это перевод любого контента в цифровой формат. А уж в этом виде его можно доставлять потребителю по какому угодно каналу — ПК, мобильные телефоны и смартфоны, ридеры, планшетники.
Печатные СМИ увидели угрозу в «новых медиа», транслирующих цифровой контент, в тот момент, когда стало понятно, что их можно использовать как эффективный рекламоноситель. И угроза эта, как кажется, становится все реальнее. Например, аналитики ZenithOptimedia полагают, что доля интернета в рекламном пироге к 2012 году вырастет до 17%, что всего на два пункта ниже доли газет в общих рекламных расходах.
А реклама в газетах теряет долю ежегодно, начиная с 1987 года.
Природа прессы дуалистична: она и носитель контента, и носитель рекламы. Газеты стали доступнее, когда с появлением ротационной машины открылась возможность печатать много и дешево, а приток рекламных денег позволил снизить цены до минимума — и газеты стали явлением массовым. Соответственно, при сокращении потока рекламных денег в бумажные СМИ вырастут их розничные цены, и пресса перейдет в премиум-сегмент.
Возрастающее почти по экспоненте количество научно-технических открытий, обилие технических устройств передачи мультимедийного контента, а также то, что вскоре во взрослую жизнь вступит поколение, с детсада привыкшее к общению через интернет и использованию гаджетов, — все это говорит о том, что печатным СМИ придется потесниться. Но насколько сократятся объемы рынка и насколько динамичным будет этот процесс, сегодня не может сказать никто! Например, в Италии ждут 50% падения к 2015 году.
Столь существенное и резкое проседание неизбежно приведет к коллапсу системы распространения прессы. Пока дистрибуторы стараются ради выживания сокращать собственные издержки, но при резком падении объемов продаж прямо пропорционального сокращения добиться невозможно. Соответственно, рентабельность распространения прессы будет стремительно снижаться, и на определенном этапе этот бизнес станет убыточным.
По экспертным оценкам, крах существующей системы распространения возможен при сокращении рынка на 30%. Конечно, прав Даг РАСМУССЕН, когда говорит, что и 50% — это большой рынок, и на нем можно работать и зарабатывать.
Можно — для тех, кто сумеет выжить. Но при обвальном падении этого рынка серьезные проблемы встанут не только перед дистрибуторами, которым фактически нечего будет распространять, но и, например, перед государственными институтами. Что произойдет с обществом, которое лишится информационного пространства, формировавшегося веками? Смогут ли новые СМИ продолжить миссию традиционных? Уже совсем скоро нам придется отвечать на эти и другие нелегкие вопросы.
Источник: «Новости СМИ» №1 (313)