Московские киоски и ларьки ждет вторая волна массового сноса


Опубликованные Москомархитектурой и префектурами новые схемы размещения объектов мелкой розницы повергли малых предпринимателей столицы в шок. Количество мест для киосков и ларьков в целом по городу сократится почти в 5 раз, рассказали GZT.RU участники рынка. Они намерены протестовать против нового порядка.

Если новая схема, предложенная столичными властями, будет принята, мелких торговых точек в Москве после 1 июля останется лишь 7,5 тыс., подсчитали предприниматели. Тогда как на сегодняшний день столичная мелкорозничная торговля в целом насчитывает более 30 тыс. объектов.

Из них, по данным «Ассоциации предприятий быстрого питания», примерно 5 тыс. приходится на мобильные объекты (автокафе и т.п.), 10 тыс.— на стационарные киоски (табак, печать и т.п.). Также в эту цифру входят 6 тыс. торговых точек в подземных переходах, 2 тыс. торговых модулей, встроенных в автобусные остановки, и, наконец, около 10 тыс. более крупных торговых павильонов, каждый из которых может вмещать сразу несколько торговых точек.

В мелких магазинах последнего типа работают, среди прочих, и крупные игроки— к примеру, сотовый ритейлер «Евросеть». Но их, похоже, угроза закрытия ряда точек смущает не сильно. «У нас на каждый закрытый объект есть около 10 вариантов открыть новые,— сказала GZT.RU представитель компании Ульяна Смольская.— При таких возможностях открывать новые торговые площади эта история нас не пугает. Хотелось бы только, чтобы нас предупредили заранее».

Новые кошмары малого бизнеса

Совсем иначе относятся к новым схемам другие участники уличной торговли. «Сообщество предпринимателей ошеломлено решением правительства Москвы и департамента потребрынка»,— говорит Эдуард Агапов, глава «Ассоциации предприятий быстрого питания». Другие предприниматели, опрошенные GZT.RU, испытывают аналогичные эмоции. «Правительство Москвы по-настоящему кошмарит малый бизнес»,— говорит глава Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

«Все очень грустно»,— говорит директор по уличным продажам сети «Крошка-картошка» Виталий Коновалов, ознакомившись с новыми схемами. По его словам, количество мест, которые занимали точки его компании, в новой схеме практически не осталось. «До ноября прошлого года у нас было 56 автобуфетов в Москве, на сегодняшний день осталось 16 штук,— рассказал он.— На последнем конкурсе мы выиграли 32 места, но они проработают лишь до 30 июня».

Из новой схемы исчезли точки уличного общепита в одном из лучших в городе мест— возле метро Алексеевская, замечает директор по развитию компании «Маркон» (сеть «Стардог's») Сергей Рак. Кроме автокафе, на этой площади есть и стационарные точки общепита— к примеру, ресторан «Му-му». «Но там на питание придется потратить не меньше получаса, тогда как в автокафе можно поесть за 5 минут,— отмечает он.— Услуга по скорости обслуживания тоже востребована, но теперь ее „выкинули“ ради улучшения транспортной ситуации».

«Или непрофессионалы, или враги»

Под угрозой и сеть распространения прессы— от ныне существующих киосков может остаться лишь треть, подсчитал руководитель Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. «Авторы этих документов— или непрофессионалы, или враги прессы»,— категоричен Оськин.

«К счастью, проект не окончательный»,— отмечает глава АРПП. Другие предприниматели тоже надеются, что предложенные варианты размещения киосков будут изменены. Шанс есть: по поручению мэра префектуры приглашают как жителей своих округов, так и предпринимателей обсудить проект. Чиновники ЦАО обещают, что схема будет скорректирована с учетом пожеланий жителей— в каждом районе пройдут собрания на эту тему.

По словам Алексея Даутова, некоторые из владельцев киосков, не попавших в новую схему, сейчас ведут сбор подписей со своих клиентов, жильцов близлежащих домов. «Они надеются, что у них получится доказать необходимость своих объектов»,— поясняет он.

Правда, мнение жителей не всегда отвечает действительному спросу, говорят эксперты. «Москва— столица нашей страны, крупнейший туристический центр, поэтому бегать за жителями и спрашивать, нужна ли им здесь точка общепита, это странно, ведь основными их потребителями являются гости столицы, которых в 10 раз больше»,— говорит глава Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.

«Сейчас мы ждем разъяснений от чиновников»,— говорит Виталий Коновалов из «Крошки-картошки». В последние годы эта сеть предусмотрительно развивала стационарные кафе под крышей— их количество уже превышает число автокафе: по данным Коновалова, сегодня сеть управляет примерно 70 стационарными точками.

Архитекторы в маркетинге

Напугавшая предпринимателей схема размещения нестационарных розничных объектов была опубликована во вторник, 1 февраля, на сайте Москомархитектуры. Параллельно столичные префектуры публикуют более подробные схемы, с указанием специализации торговых зон (цветы, фаст-фуд, пресса и т.п.). Пример можно увидеть на сайте ЦАО.

Перед архитекторами, согласно сопроводительной записке Москомархитектуры, поставили несколько задач: мелкие торговые объекты не должны «нарушить внешний облик города и благоустройства территории», мешать движению транспорта и пешеходов», а также «обеспечить жителей города товарами и услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности».
Если с первыми задачами архитекторы, возможно, справились, то последняя— точно не выполнена, говорят предприниматели. «При создании схемы думали только об инженерной части вопроса,— говорит исполнительный директор московского отделения ОПОРы России Алексей Даутов.— Схемы не отражают реальных потребностей города в мелкорозничной торговле. Если руководствоваться только инженерными соображениями, то в центре Москвы мы не поставим ни одного объекта вообще».

Округа режут палатки

В Центральном административном округе, по планам, останутся около 1,5 тысяч объектов мелкой розницы, сгруппированные в сотни торговых зон. Впрочем, после корректировки схемы в соответствии с пожеланиями москвичей эти цифры могут значительно измениться, говорят в пресс-службе ЦАО. Сейчас на территории округа работают более 2700 объектов мелкорозничной торговли разных форматов.

В Юго-Восточном округе в 2011 году количество объектов мелкорозничной сети уменьшится на 25%, заявил префект ЮВАО Владимир Зотов. Он отметил, что на основных магистралях ЮВАО— Волгоградском и Рязанском проспектах располагаться данные объекты не будут.

Недовольство накаляется

31 июня те предприниматели, которые выиграли временные конкурсы в январе, должны будут закрыть свои торговые точки, а с 1 июля заработает новая схема. Однако это не значит, что вместе с нею заработают и модульные киоски в новом дизайне от Москомархитектуры. «Многие не успеют— киоски нужно еще изготовить, установить, подключить к электричеству, что занимает много времени,— предупреждает Эдуард Агапов.— В итоге 30 июня всех попросят, и город останется без объектов мелкорозничной торговли».

По его словам, опасность кроется еще и в том, что правительство столицы не выделяет деньги из бюджета на реформу системы мелкорозничной торговли. Поэтому весьма вероятно, что Москоархитектура будет не в состоянии довести работу до конца, и программа в итоге будет заморожена.

По словам главы «Ассоциации предприятий быстрого питания», в данный момент участники рынка объединяются в движение для защиты своих прав. «Будем выражать недовольство и выдвигать требования»,— говорит он.

Аукционы в личных целях

Согласно новым распоряжениям, правительство Москвы собирается распределять торговые точки среди предпринимателей через аукцион. «Предлагая аукционную модель размещения, чиновники создают коррупционную модель для личного обогащения»,— уверен Александр Оськин из АРПП. «Сложно сказать, какие будут цены,— добавляет Эдуард Агапов.— Кроме того, нужно будет еще покупать новые дорогие киоски. Тогда как договор будет заключаться всего на 3 года— этого срока еле хватит, чтобы окупить все расходы».

Возмущают предпринимателей и другие планы московских властей. К примеру, Александра Оськина не устраивает требование о том, чтобы товар в киосках был на 80% профильным. По его словам, это сделает торговлю прессой неокупаемой. «Газеты и журналы— малорентабельная продукция, она не обеспечивает нужный уровень доходов,— отмечает он. По его словам, до 49% товаров в киосках прессы сегодня относится к товарам народного потребления. „Это позволяет не повышать цену на прессу и платить зарплату сотрудникам,— рассказал Оськин.— Прессе нужен такой „поплавок“, иначе она одна не выживет“. Если пресса в предвыборный период подорожает, это будет означать экономическую цензуру, предупреждает глава АРПП.

Приоритеты

Печать, хлеб, молоко, овощи-фрукты— это главные торговые зоны, по мнению префекта ЮВАО, которые будут находиться в пределах пешеходной необходимости. В зонах станций метрополитена и крупных транспортно-пересадочных узлах предусмотрено размещение только социально-значимых объектов по продаже мороженого, прессы и цветов, отметили в пресс-службе округа.

Из ларьков в подвалы

Чиновники обещают, что частично компенсируют потери мелкой розницы. К примеру, в ЦАО обещают, что выделят более 150 помещений мест в округе для небольших продовольственных магазинов в нежилых помещениях. Найти такие помещения поручил департаменту имущества столицы и префектурам руководитель столичного департамента торговли и услуг Михаил Орлов ради сохранения рабочих мест. «К настоящему времени управами найдены 152 помещения (главным образом, подвальных), в которых в перспективе будут открыты небольшие продовольственные магазины и мультисервисы, появление этих магазинов приведет к сокращению некапитальных торговых объектов,— говорится в сообщении пресс-службы ЦАО.— В перспективе их должны будут сменить полноценные торговые павильоны».

«Новые капитальные условия для мелкой торговли— это, конечно, хорошо»,— комментирует Алексей Даутов из ОПОРЫ.— Учитывая, что в центре напряженная ситуация с продовольственными магазинами, то это хорошо повлияет на социальную структуру округа». И все же этого недостаточно, считает он. «Для точек быстрого питания и бытовых услуг в ЦАО было бы хорошо найти еще 200 помещений,— говорит он. Ситуация с другими округами пока неясна.

Источник: GZT.RU