К самым первым можно отнести изобретение письменности — за много сотен лет до Р.Х. Носителями зафиксированной, записанной информации стали своды пещер, камни, дерево, кожи животных, глиняные таблички, папирус. А во II веке до н. э. китайцы придумали, как делать бумагу. В начале VII века изготовление бумаги стало известно в Корее и Японии, а еще через 150 лет — в арабских странах. Оттуда это искусство разошлось по всему миру, достигло Европы и пришло в Англию. В Европе бумага появилась в XI-XII веках, где довольно быстро заменила животный пергамент.
Переход от рукописных книг к печатным — еще одно грандиозное изобретение. Согласно ряду источников, первые опыты книгопечатания были предприняты все в том же Китае в 1041-48 годах. В Европе книгопечатание возникло в 40-х годах XV века. Именно в это время Иоганн Гутенберг создал печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе.
Крупным прорывом на пути к массовому читателю стало появление в середине XIX века скоропечатной ротационной машины, позволившей в тысячи раз увеличить выпуск печатных изданий. Газеты стали выходить в свет ежедневно, а то и дважды в день, да и цена на них значительно снизилась — это обеспечило не только удешевление печати, но и стремительный приток рекламных денег в периодику.
Затем прогресс в издательском деле только набирал темпы.
Американские исследователи подсчитали, что, как и темпы появления новых изобретений, распространение СМИ все ускоряется: на завоевание аудитории в 5 млн человек радио потребовалось 38 лет, телевидению — 14, а Интернету — всего 4.
В чем различие влияния научно-технических открытий на систему СМИ в прошлые периоды и в наше время?
Глобальное открытие — как ударная волна — вызывает появление многих и многих более «мелких» изобретений и открытий. Все это вместе до неузнаваемости, как мы видим, изменяет информационную среду.
В прошлом глобальные открытия появлялись со значительным временным промежутком. Сегодня же мы видим такое ускорение научно-технического прогресса, что глобальные открытия-волны уже наслаиваются одна на другую.
В основе нынешних преобразований — «фундаментальная волна»: всеобщая дигитализация; в нашей отрасли это перевод содержания медийных контентов всех форм — текстовых, графических, звуковых — в цифровой формат. На общем «фундаменте» дигитализации стоят другие значительные открытия-«волны», которые также влияют на СМИ:
— компьютеры, в том числе ноутбуки;
— Интернет;
— мобильные телефоны и КПК, соединенные с Интернетом;
— ридеры для электронных книг и журналов;
— планшетники типа iPad и др.
В результате сегодня любое содержание может продвигаться к потребителю через любой канал.
И вот все последние годы мы наблюдаем активное освоение мультимедийным контентом (музыка, кино, книги, пресса) новых каналов распространения. Возрастающее почти по экспоненте количество научно-технических открытий, на их основе — обилие технических устройств передачи, чтения мультимедийного контента, которые коренным образом обновляются каждые два-три года, а также то, что вскоре во взрослую жизнь вступит поколение, с детского сада привыкшее к общению через Интернет и использованию технических новинок, — все говорит о том, что печатным СМИ на бумажном носителе придется серьезно потесниться. Пессимисты ожидают радикального сокращения рынка прессы уже в ближайшие пять лет. Аргументы приводятся вполне убедительные: цифровые технологии развиваются, устройства для воспроизведения любого контента (текстового, иллюстративного, аудио и видео) становятся все более удобными и доступными.
Оптимисты же утверждают, что периодика и книги «на бумаге» были, есть и будут. Хотя и несколько уступят позиции под натиском цифровых конкурентов.
А возможно, прогресс снова сыграет на стороне печатных СМИ, и появится нечто, способное вдохнуть новую жизнь в старушку газету.
Источник: PlanetaSMI.RU