Столичные ручники: за рамками, без правил


Еще не так давно так называемые «ручники» были одной из основных форм распространения печатной продукции в Москве. Они стояли в переходах метро, на автобусных остановках, у входов в магазины и торговые центры… В общем везде, где было проще и удобнее «поймать» бегущего по своим делам покупателя. Но за последние несколько лет ситуация в этой сфере торговли прессой сильно изменилась. Антитеррористические программы, борьба за цивилизованные формы продаж печатной продукции и еще многие факторы сократили армию ручников до нескольких сотен на всю столицу.

Как уже писал портал PlanetaSMI.RU, в конце января с.г. в Москве состоялось заседание Комитета АРПП по проблемам развития розницы, одной из главных тем которого стала резкая критика работы на столичном розничном рынке распространения прессы торговцев с рук. Так, по мнению генерального директора компании «АРИА-АиФ» Германа Баринова наличие ручников портит сложившуюся здесь общую благоприятную обстановку. А критиковать ручников есть за что: они, располагаясь в непосредственной близости к стационарным торговым точкам, «перебивают» продажи последних, тем более что стоимость прессы у них ниже на 30-40%. По общему мнению участников указанного заседания комитета АРПП, из-за ручников нарушается единая ценовая политика работающих на розничном рынке распространения печати операторов, а на лицо — рыночная деформация рынка и практически прямой демпинг, который наносит серьезный ущерб экономике киосковых сетей.

Впрочем, проблема не нова. Буквально на днях, в беседе с корреспондентом нашего портала мэтр столичного рынка распространения прессы Михаил Литвинов (бывший владелец сети ЗАО КММП «Метрополитеновец») рассказал, как в бытность работы его предприятия он также нес убытки из-за нецивилизованного по рыночным меркам поведения ручников. Попытка продавать через свои сети канцелярские товары не принесла «Метрополитеновцу» ожидаемого результата. «Наши ручки продавались по 20 рублей за штуку в киосках, расположенных около станций Московского метрополитена, а рядом стояли ручники…, которые также продавали канцелярскую продукцию, но совсем простую и дешевую» — посетовал тогда Михаил Валентинович.

«Ручники — это один из элементов системы распространения печатной продукции на рынке, он имеет право существовать и работать, но в соответствии с определенными правилами и ограничениями ассортимента» — указал в беседе с порталом PlanetaSMI.RU Александр Попов, генеральный директор столичной сети «Центропечать» (более 500 объектов). — «Раньше ручник, по правилам, не должен был включать в свой ассортимент более десяти позиций. Но тенденции рынка меняются и, возможно, сейчас это должно быть пять или же, напротив, пятнадцать наименований продукции».

По словам Попова, возможно, нужно регламентировать ценовую политику, местоположение и время присутствия ручников на точке продажи. «Безусловно, пока мы не достигли европейских стандартов по количеству объектов, торгующих прессой, этот элемент системы (ручники — прим. ред.) должен присутствовать на рынке, компенсируя недостающие стационарные торговые павильоны и киоски прессы. Он должен работать, например, в “часы пик”, потому что киоск с прессой не то место, где кто-то будет стоять в очереди или же пойдет за газетой в сторону от своего основного маршрута. Но речь идет именно о “ручнике”, а не о лотке с прессой. Думаю, есть вероятность, что когда цивилизованные методы работы на рынке будут приняты, необходимость в присутствии ручников может вообще отпасть» — заключил Попов.

«Ручники на сегодняшний день, пожалуй, остались только у “Кардоса” (ГК “Кардос” — один из ведущих игроков столичного рынка распространения прессы — прим. ред.) и почему бы им не демпинговать, если затраты на данный вид торговли минимальны?» — задался вопросом в беседе с корреспондентом портала PlanetaSMI.RU Максим Кучеренко, один из учредителей розничной сети MAX-PRESS. — «Конечно, с этим явлением на рынке нужно бороться, но на сегодняшний день это невозможно. Ручники мешают торговле в целом, и нашей сети в том числе. В свое время у нас даже была серьезная конкуренция на некоторых станциях метрополитена. Отмечу также, что “Кардос” выходил к нам с предложением уровнять цены — представители этой компании выразили готовность сделать свои цены не ниже, а даже выше на какие-то позиции при условии, если мы поднимем цену, например, на какой-то определенной станции метро».

По словам Кучеренко, когда несколько лет назад ассортимент ручников был строго регламентирован и ограничен десятью позициями печатных СМИ, этот вид торговли выглядел достаточно цивилизовано. Но сейчас ручники выглядят как целый мини-объект торговли, что по словам спикера не является правильным.

«Несмотря на то, что мое отношение к ручникам в их сегодняшнем виде негативное, в принципе на рынке распространения печати этот вид торговли должен присутствовать, но в строгих ассортиментных рамках. Большинству крупных издательских домов, например, удобнее свои ежедневные газеты и еженедельники с телепрограммой продавать большими тиражами именно через ручников. “Комсомолка”, “Семь дней”, “Антенна” — прекрасный ассортимент для торговли с рук. Но не партворки и большие глянцевые журналы» — подвел итог беседе Максим Кучеренко.

Иными словами, сегодня на столичном рынке распространения прессы складывается ситуация, при которой с одной стороны необходимость ручников, как одного из основных элементов продаж прессы, признается, с другой — ее нынешние формы и применяемые методы работы вызывают серьезные нарекания.

Источник: PlanetaSMI.RU