Торговля печатной продукцией требует новых подходов.
В российских аэропортах строятся все новые терминалы, вместе с тем развивается торговля книгами и прессой в аэровокзальных комплексах. О перспективах этого бизнеса в интервью «Профилю» рассказал генеральный директор компании «ПрессХаус» Роман Мельников.
- Каким стал 2010 год для рынка прессы в аэропортах?
- Кризисные явления в прошлом году не закончились. По-прежнему увеличивались затраты в бизнесе, соответственно, доходы росли не теми темпами, какими хотелось. И все же наша компания развивалась. Например, мы «зашли» в аэропорт Новосибирска «Толмачево», построив шесть магазинов «Хорошие Новости». Эти мини-маркеты располагают всем нашим ассортиментом медийной продукции - книгами, прессой, сопутствующими товарами. Кроме того, компания выиграла там конкурс по торговым площадям, и теперь мы планируем открыть еще два больших магазина.Таким образом, магазины под управлением компании «ПрессХаус» будут работать уже в восьми аэропортах. Сейчас ведем переговоры еще с несколькими возможными партнерами.
- В разросшемся «Шереметьево» удалось расширить бизнес?
- Да, мы построили еще три магазина в терминале В, четыре - в совсем новом терминале E. Это мини-маркеты прессы, магазины мультимедийной и сувенирной продукции. Так что в «Шереметьево» мы теперь присутствуем во всех терминалах.
- Питерский «Пулково» тоже обновляется. Какие там перспективы?
- Новый терминал, который сейчас строится в «Пулково», даст возможность через четыре года обслуживать 22 млн пассажиров. Мы рассчитываем продолжить сотрудничество и там. А пока в старом «Пулково» добавим три магазина к уже имеющимся восьми мини-маркетам «Хорошие Новости».
- А «Внуково»?
- Во «Внуково» открылся новый терминал, который станет международным. Пока там всего 15-20 рейсов в день. Но в этом аэропорту у нас тоже есть магазин, и в следующем году надеемся открыть еще три-четыре.
- А почему пришлось отказаться от части магазинов в «Домодедово»?
- Из-за резкого роста арендных ставок. Но мы продолжим сотрудничество.
- Вашу компанию интересуют только аэропорты?
- Нет, не только. В Краснодарском крае, например, нам под первые семь магазинов выделили муниципальную землю в Майкопе, и мы построили в городе очень приличные магазины. В планах выстроить еще пять модулей уже за пределами Адыгеи. Всего в крае за 2011-2012 годы, думаю, сумеем установить около 100 павильонов «Хорошие Новости», в том числе и в Краснодаре.
- Легко ли договариваться с местными администрациями?
- Да, переговоры бывают длительными, но, как видите, мы в конечном итоге находим решения. Сейчас «ПрессХаус» ведет переговоры о получении земли в Свердловской области, Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге. В Питере мы уже выстроили два павильона благодаря участию в специальной городской программе. Для нас это важно, поскольку речь идет о длительных договорах аренды, значит, бизнес можно планировать на пять лет.
- А офисные центры вам интересны?
- За прошлый год мы открыли порядка 20-25 магазинов в бизнес-центрах и офисах. В основном это мини-маркеты в Москве, но несколько точек есть и в Санкт-Петербурге. Всего у нас порядка 100 таких торговых модулей, так что и этот формат мы освоили.
- По франчайзингу не пробовали привлекать партнеров?
- Мы развиваем бизнес по модели франчайзинга, но пока очень осторожно. Специалисты компании еще не сделали однозначного вывода об успешности этого направления. Все-таки магазины «Хорошие Новости» - дорогое удовольствие. Нужны финансовые ресурсы, квалифицированные кадры, что не всегда можно найти в регионах. Ведь важно, чтобы не пострадала торговая марка.
- Развитие Интернета сказывается на рынке сбыта печатной прессы?
- Безусловно, и мы это учитываем. Все наши магазины являются пунктами выдачи заказов интернет-магазина Read.ru, торгующего книгами, мультимедийной продукцией и прочим. В краснодарских магазинах устанавливаем терминалы, в которых можно заказать из того же интернет-магазина большой ассортимент книг и других товаров. Пытаемся развивать еще и такой формат, как магазины для творчества. Планируем запустить пилотный проект под названием «ХоббиБум» в начале 2011 года.
Источник: Профиль