Резолюция круглого стола «Законодательные инициативы в сфере издательской деятельности и полиграфии в РФ»

Публикуем итоговый документ круглого стола, проведенного Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ.

Комитет по информационной политике,
информационным технологиям и связи


Резолюция
«круглого стола»
«Законодательные инициативы в сфере
издательской деятельности и полиграфии в РФ»


Общеизвестно, что прогрессивное социально-экономическое  развитие любой страны напрямую зависит от системы планирования национальной экономики, системности управления, от  уровня развития науки и техники, социальных приоритетов государства, от уровня духовно-нравственной культуры народа.
Учитывая социальное значение издательской деятельности в части создания информационного поля и формирования гармоничной среды для сохранения и развития духовно-нравственных принципов российского  общества участниками круглого стола было отмечено, что в Российской Федерации в кратчайшие сроки необходимо провести серьезную корректировку государственной экономической и социальной политики в части создания благоприятных условий для  качественного информационного обеспечения жизненных и культурных потребностей россиян.
Конституционный принцип о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом является сегодня одним из ключевых в процессе формирования прогрессивного информационного общества. Для более полноценной реализации этого принципа появляются различные методы производства, передачи и распространения информации. Однако экономический кризис ощутимо ударил по индустрии печати. Финансовые показатели отрасли упали более чем на четверть. Очевидно, что развитие рынков печатных и электронных СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции, невозможно без эффективной государственной политики в области информации, информационных технологий и связи.
Актуальным является вопрос целесообразности государственной поддержки печатных изданий, влияющих на развитие образования и творчества, формирование культуры, мировоззрения, расширения кругозора  и компетенции читателей. Особое внимание, по мнению участников «круглого стола», следует уделить решению существующих проблем в области распространения указанного перечня печатных изданий, как в регионах Российской Федерации, так и за её пределами.
Участники «круглого стола» высказали серьёзные опасения в части вступления в силу с 2011 года ФЗ № 213 от 24.07.2009г.  о замене единого социального налога страховыми взносами, максимальная 34-процентная ставка которых сильнее всего ударит по плательщикам единого налога на вмененный доход и предпринимателям, применяющим упрощенную схему налогообложения.
В качестве реальной поддержки в части принятия ряда компенсирующих мер для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации, Правительством Российской Федерации 04 ноября 2010 года был внесён в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части установления пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование для отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей). Указанным законопроектом предусматривается установление для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации, и хозяйственных обществ, учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на период 2011 - 2014 годов с переходом на общий тариф в 2015 году.
Участниками «круглого стола» единодушно отмечена необходимость создания и утверждения единых норм, регулирующих деятельность всех участников рынка печатной продукции, отсутствие которых в настоящее время приводит к неоправданному росту себестоимости продукции и услуг.
Предпринимаемые усилия государственного регулирования данных отраслевых отношений должны быть сфокусированы на конечном результате всего процесса - предоставлении свободного доступа к полной, своевременной и адресной информации для различных социальных групп населения.
Для надлежащего развития отрасли необходимо создание условий по обеспечению разнообразия издательской тематики, в т.ч. выпуск изданий научно-технической, образовательной, культурной тематики, а также литературы для отдельных социальных групп населения, особенно для граждан с ограниченными физическими возможностями, в том числе, нуждающихся в государственной поддержке. К сожалению, в настоящее время в РФ отсутствует необходимый практический опыт выпуска отечественных периодических изданий в виде, доступном для самостоятельного чтения инвалидами по зрению. Такое положение вещей в отрасли не может полноценно обеспечить доступ к информации всем слоям населения.
Необходима также трансформация рынка печатной продукции в сторону усиления его интеллектуальной, духовно-нравственной, культурной составляющих при этом, необходимо обеспечить условия  по доступности указанной продукции для широких слоёв общества.
Сложившаяся ситуация с отменой льготы на ввоз бумаги, которая введена в соответствии с международным Соглашением «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (Флорентийское соглашение 1950 года, ратифицировано РФ – в 1995 году) не может способствовать развитию издательской отрасли. Расходы, связанные с выплатой таможенных пошлин на печатную продукцию, а так же всё то, что необходимо для ее производства (печатные книги, печатные документы или доклады некоммерческого характера, каталоги фильмов, звукозаписей и любых других аудиовизуальных материалов просветительного, научного и культурного характера, карты и схемы, планы и чертежи, рекламные материалы с библиографической информацией), вырастут от 5% до 15% и, как следствие,  отразятся на цене отечественных изданий. В данном вопросе необходимо прояснение сложившейся ситуации.
Следующий вопрос, который, на протяжении уже многих лет, прорабатывается профессиональным сообществом совместно с государственными органами - списание нереализованных тиражей печатной продукции и оформление возвратов печатной продукции.
В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено списание нереализованной продукции в пределах до 10% тиража (п.п.44 п.1 ст.264 НК РФ), тогда как процент списания в большинстве издательских домов существенно выше. Помимо этого в 2002 году, в НК РФ была введена норма, которая потребовала отражать доход (фактически несуществующий) в объёме равном списываемой продукции (п.п. 21 ст. 250 НК РФ).
В результате, сегодня издательства фактически не могут применить даже 10% норму на списание своей продукции, и вынуждены платить дополнительные налоги на несуществующие доходы.
Решением этого вопроса будет изменение законодательства в части списания: исключение п. 21 ст. 250 НК РФ, который требует отражать стоимость печатных изданий, подлежащих замене либо списанию, как внереализационный  доход, что ведёт к завышению налогооблагаемой базы и оплате налога на несуществующий доход. Дополнение п.п.44 ч.1 ст.264 НК возможностью включить в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потери в виде стоимости выкупленной по истечении сроков продукции, что позволит издательским домам, которые в России в абсолютном большинстве работают по договорам обратного выкупа, списывать нереализованную продукцию (существующее законодательство предусматривает возможность списания только для издательств, работающих по договорам комиссии). Увеличение нормы списания до 30% на уровне средних для отрасли возвратов.
Участники «круглого стола» считают целесообразным:
1. Поддержать проект федерального закона № 433104 – 5 «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учётом уже внесённых и предлагаемых поправок, в части установления для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области книгоиздания и распространения печатной продукции, в том числе через нестационарные торговые объекты по продаже печатной продукции пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на период 2011 - 2014 годов с переходом на общий тариф в 2015 году.
2. При Комитете ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи создать постоянно действующую группу профильных экспертов в области издательской деятельности и полиграфии в РФ, с привлечением экспертов в области права, образования и культуры.
3. Совместно с представителями экспертного и профессионального сообщества создать рабочую группу при Комитете ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи для обобщения предложений о внесении изменений в Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
4. Рассмотреть вопрос внесения в Государственную Думу проекта закона «О внесении изменений и дополнений в ч. 2 НК РФ», в части списания нереализованных тиражей.
5. Рекомендовать профильному комитету Государственной Думы рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ в части изложения подпункта 19 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 года – 94-ФЗ следующим образом: "Осуществляется размещение заказов на поставку печатных и электронных изданий определённых авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежит исключительное право либо исключительная рецензия на использование таких изданий".
6. Направить в рабочую группу по подготовке изменений законодательства в области средств массовой информации под руководством Первого заместителя Председателя Государственной Думы О.В.Морозова предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О средствах массовой информации» в части, касающейся включения подписки на печатную продукцию в перечень значимых форм распространения, перечисленных в базовом отраслевом законе.
7. Внести изменения в законодательные акты, в части дополнения понятийного аппарата (электронная книга, электронное издание, электронный архив, электронная библиотека, электронная библиотечная система).
8. Разработать и утвердить стандарты в книжной отрасли (единые стандарты информационного взаимодействия; стандарты книгоиздания, стандарты книгораспространения), а также стандарты библиографического описания для всех видов электронных ресурсов.
9. Разработать и внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты в части закрепления порядка распространения электронного контента и определения в связи с этим прав и обязанностей авторов и участников рынка.
10. Законодательно закрепить порядок установления вины и привлечения к ответственности распространителей контрафактной продукции и определить критерии достаточности мер, принятых торгующей организацией для недопущения распространения контрафактной продукции.
11. Продлить действие постановления Правительства РФ «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов бумаги и картона мелованных».
12. Расширить Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанный с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации НДС по ставке 10%, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 41 от 23 января 2003 года - в том числе на издания, выполненные на технических носителях информации, картографические учебные издания и др., таким образом, приравняв ставку НДС на аудиокниги, электронные книги, на учебные, методические, справочные материалы не на бумажном носителе к ставкам НДС на печатную продукцию.
13. Ввести льготную ставку НДС (не более 5%) на все виды доходов, получаемых от производства и реализации печатной продукции. Для детской и учебной литературы установить НДС по ставке 0%.
14. Предоставить льготный период издателям по уплате налога на прибыль от выпуска книжной продукции.
15. Учредить государственные гранты на целевое создание и пополнение фондов массовых и школьных библиотек произведениями отечественной, детской и юношеской литературы, в том числе на региональном уровне.
16. Отменить действие разъяснительного письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 21 сентября 2010 г. № 01-11/46068 о применении льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении бумаги, ввозимой на территорию Российской Федерации в соответствии с положениями международного Соглашения «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (Флорентийское соглашение от 17 июня 1950 года).
17. Проработать, совместно с профильными ведомствами, вопрос о снижении ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг по подписке на периодические печатные издания с 18% до 10 %, что соответствует уровню налогообложения операций по продаже периодических изданий в розничной сети.
18. Поддержать «Программу модернизации инфраструктуры подписки на периодические печатные издания» в рамках проекта «Развитие федеральной почтовой связи».
19. Ввести официальный отдельный статистический учёт объектов книжной торговли.
20. Разработать и ввести в действие новую версию стандартов, подробно регламентирующих издание электронных книг и иного контента, а также их распространение и потребление.
21. Определить статус книгоиздания – полиграфии – торговли печатной продукцией – библиотечного дела относительно отраслевой принадлежности.
В настоящее время, по мнению профессионального сообщества, необходимо внедрить национальную программу по информационному обеспечению россиян, которая включит разработку комплексного пакета регламентирующих документов для книжной отрасли, в том числе разработку стандартов. В настоящее время стандарты, в связи с введением Федерального закона «О техническом регулировании», носят рекомендательный характер, тогда как регламенты для книжной отрасли не созданы. Поэтому важно установить на правовой основе обязательное соблюдение норм системы стандартов, которая должна выстраиваться на базе международных, региональных и национальных стандартов. В этой области необходима разработка и введение в действие новой версии стандартов, подробно регламентирующих издание электронных книг и иного контента, а также их распространение и потребление. Введение таких стандартов позволит соблюсти права авторов и издателей, правильно оформить выходные данные электронного издания и четко идентифицировать цифровой контент.
Кроме того, необходимо совершенствование национальных стандартов и форматов электронного обмена информацией об изданиях с учетом современных международных информационных стандартов для создания единого информационного пространства и корректного отображения информации, которой обмениваются участники книжного рынка, в любом формате и на любом языке.
В целом, законодательство целесообразно привести в соответствие со сложившимися обычаями (правилами) делового документооборота. Прежде всего, оно должно обеспечить прочную базу для некоммерческого книгоиздания, которое составляет 50 и более процентов используемого контента. В этом же секторе ожидается развитие новых издательских технологий (печать по заказу, электронные книги – ридеры), которые требуют разумных и обоснованных законодательных норм.