Александр Московкин, директор по развитию проекта Право.ru: Госсубсидии СМИ идут прямиком в помойку


Как минимум два раза в месяц та часть лестничной площадки моего дома, где установлены почтовые ящики, превращается в помойку. Так жильцы моего подъезда (знаю, что не только моего) реагируют на «вброс» в почтовые ящики бесплатных муниципальных газет. Думаю, такое отношение к ним – выбрасываем не читая – лучше всего иллюстрирует успешность и эффективность трат Правительства Москвы на «периодическую печать и издательства» (так эта статья расходов названа в бюджете Москвы на 2011 го.). Я очень рекомендую всем ознакомиться со структурой этих расходов на сайте мэрии (файл большой, смотреть стоит со слайда 92).

Даже по самым скромным подсчетам власти города тратят на прямое субсидирование мало кому нужных печатных СМИ миллиард рублей в год. Для меня абсурдность ситуации заключается вовсе не в том, что президент Медведев в последнем послании Федеральному Собранию требует, что «органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов»». Я согласен с экспертами, говорящими о практической невозможности разрушить сложившуюся систему существования муниципальных СМИ, так как это моментально обвалит печатный и дистрибьюторский рынок. Я задаюсь только одним вопросом: неужели за эти деньги нельзя сделать так, чтобы дотационные газеты были хотя бы кому-то интересны?

Я понимаю, что продукт, который изначально не заточен на достижение хоть какого-то финансового результата не может быть конкурентным. Очевидно, что местные власти, оплачивающие банкет, в меру своей некомпетентности непременно будут вмешиваться в редакционную политику, публиковать пресс-релизы и новости, которые сами вряд ли заставят себя прочитать, и вообще всеми силами способствовать тому, что дотационные СМИ перестанут интересовать даже бабушек и тех, кто по каким-то причинам попал на страницы изданий. Конечно, власти хотят, чтобы в каких-нибудь «Ростокинских ведомостях» (название придумано чтобы не обижать кого-то персонально) все было тихо, мирно и благостно. Но – черт побери – неужели за деньги налогоплательщиков нельзя сделать продукт, который – будем оптимистами - половина потенциальных читателей захочет хотя бы пролистать? Неужели столь немаленькие средства нельзя расходовать хотя бы немного эффективнее?

В России есть масса примеров более-менее читабельных дотационных СМИ. Думаю, практически каждый читатель этой колонки без труда сможет назвать хотя бы пару. Согласитесь, достичь «читабельного» уровня несложно. Нужно хотя бы чуть-чуть, хотя бы иногда писать так и о том, что заинтересует людей, которым газету бесплатно сунули в почтовый ящик.

Может быть, я требую невозможного, но, наверное, стоит попробовать поднять муниципальные СМИ хотя бы до такого уровня? И власть, и читатели от этого только выиграют: первые будут доносить оплаченный бюджетными деньгами месседж до целевой аудитории, а вторые получать непритязательное, зато бесплатное чтиво. Если же такое пожелание чересчур идеалистично, то давайте добьемся хотя бы такого уровня, чтобы у потенциальных читателей возникало желание донести газеты до помойки, чтобы не засорять лестничные клетки.

Источник: Media-Day.ru