В XXI веке, похоже, торговцу придется еще и демонстрировать, насколько развито в нем чувство прекрасного. Сегодня вопросом благообразия киосков озаботилась московская мэрия, но города и веси обычно следуют столичному примеру. Может, уже в ближайшую пятилетку в этом разделе истории поставим жирную точку?
Чего именно опасается сообщество распространителей? В предложениях Москомархитектуры есть два пункта, которые могут в одночасье разрушить киосковую торговлю прессой в городе.
Во-первых, предусмотренные проектом новые павильоны будут слишком дороги - по оценкам экспертов, чуть ли не вдвое устанавливаемых сегодня. Если не будет отсрочки по их установке, дистрибьюторы разорятся. Сегодня на установку нового киоска в Москве «от и до» надо потратить в среднем 600 тысяч рублей. С вступлением в силу новых правил цифра будет стремиться к миллиону. Где же взять такие деньги, притом что окупаться такие вложения будут долго? Сегодня средств - ни кредитных, ни свободных, ни оборотных - у распространителей нет.
А само содержание киоска? Одна только зарплата продавца составляет едва ли не половину оборота каждой точки, а сколько еще затрат несет владелец киоска помимо ФОТ?
Во-вторых, проект подразумевает жесткую специализацию павильонов - «четкую специализацию по товарам», как пишут «Новые Известия». А значит, и сокращение разрешенного к реализации ассортимента, то есть выведение сопутствующих товаров.
Между тем, именно наличие «сопутки» на полках киосков позволило им выстоять в кризис, да не просто выстоять, а принять на себя добрую половину рынка. Киоски поддержали продажи прессы в тот момент, когда проседали другие сегменты, но сокращение списка разрешенных к реализации товаров их убьет.
Надо понимать, что киоски, продающие только и исключительно прессу, обречены на разорение. Кроме того, сопутствующие товары - те, что позволяют держаться на плаву киосковым сетям, - сохраняют и удобные для населения цены. Исчезнут они - и цены на прессу поднимутся.
Напротив, расширение ассортимента «сопутки» могло бы ощутимо поддержать розничный рынок прессы. Можно было бы разрешить торговать в газетных киосках безалкогольными напитками, табачными изделиями и другими ТНП. Даже Роспечать в своих отчетах отмечала, что расширение ассортимента киоска может стать способом дотирования невысокой рентабельности продаж собственно периодики. Пресса во многом - товар импульсного спроса, для дистрибуции важно создавать в торговых объектах ассортимент «якорных» товаров, способных привлечь покупателей. Так, добавление к прессе в розничной точке некоторых продуктов питания и воды позволяет увеличить ее оборот в среднем на 30%, компенсируя тем самым падение доходной части от продаж периодики и существенного роста общих издержек.
На зарубежных рынках пресса давно уже перестала быть доминирующим товаром в киосках, которые уже только по старой памяти называются газетными. В Чехии по инициативе издателей был принят закон о дистрибуции прессы, согласно которому в киосках наравне с печатными изданиями разрешена торговля алкоголем и табаком. В польских киосках прессы продаются лекарства, бытовая химия и парфюмерия. Финская киосковая сеть Rautakirja охватывает всю страну, но пресса составляет в ее киосках не более 20-30% объема, а остальное - сопутствующие товары.
Выгодность такого подхода наглядно подтверждается статистикой: количество точек розничных продаж периодики в России на 1000 человек населения гораздо меньше, чем в странах Европы и Северной Америки. Если в России на одну такую точку приходится более 3 тыс. человек, то в Польше - 500, в Чехии - 450, а в среднем по Европе - 1000.
Кстати, и во Франции киосков сегодня очень мало - всего 700 на всю страну. И хотя численность остальных точек продаж прессы превышает 28000, государство и профессиональное сообщество работают над расширением именно киосковой сети. Еще в 2006 году Высший совет дистрибьюторов прессы (организация, не имеющая административных функций и призванная осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере распространения печатных СМИ) опубликовал исследование «О необходимых преобразованиях в области распространения прессы», в котором киоски были представлены как «альтернатива, позволяющая сохранить продажи прессы в центральной части городов». А сегодня в рамках программы поддержки рынка периодики в целом государство готово открыть кредитную линию в размере 20-30 млн евро для установки дополнительных 300-500 киосков.
О внешнем виде киосков французские власти тоже заботятся: при предоставлении соответствующих счетов в случае обновления киосков государство возмещает затраты до 5,6 тыс. евро, в случае приобретения средств информатизации - до 3,9 тыс. евро. Дополнительно к этому в кризисный 2009 год киоскеры получили единовременную помощь в 4 тыс. евро. Их обязательные отчисления в социальные фонды сокращены на 30% процентов, что каждому экономит в среднем 4 тыс. евро.
Институт средств массовой информации сегодня зачастую описывается с эйфорическим придыханием: революционные изменения, новые горизонты, невиданные возможности Но что значат 5-6, да пусть даже 20 или 50 млн планшетных компьютеров в мире, где 3-4 млрд жителей по-прежнему читают бумажную прессу? Да, читают все меньше, и причин тому масса, но новейшие гаджеты не становятся альтернативой бумаге. Читатели газет превращаются в не-читателей, и тем легче это происходит, чем более затруднен доступ к свежей газете. А это значит, что разрушается информационное поле общества, разрываются связи, в том числе и связь государства с собственными гражданами. Получается, что проблемы прессы в целом и ее дистрибуции в частности выходят за рамки отдельно взятой отрасли.
Что может сделать государство для поддержки системы распространения? Перечень возможных мер невелик, и далеко не все из них требуют больших усилий со стороны властей.
Применение налоговых льгот.
Расширение разрешенного для реализации в торговых точках ассортимента.
Вменение льгот на размещение торговых объектов, арендные и коммунальные платежи.
Смягчение правил и упрощение процедур для установки новых торговых объектов прессы.
Прямые бюджетные ассигнования в отрасль распространения прессы.
Финансирование «системы доставки изданий до двери читателя».
Во многих странах власти предчувствуют, что крах бумажной прессы может произойти в тот момент, когда общество еще не будет готово к этому, когда еще не будет найдено достойной альтернативы, и стараются поддерживать распространителей как связующее звено между производителем и потребителем информации. Подумать о том, как сгладить последствия возможного отказа населения от бумажной прессы, пора и нам. Ужесточение условий для киосковой розницы - последнего бастиона традиционного распространения периодики - сегодня может обернуться катастрофой государственного масштаба.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Александр Оськин, председатель правления АРПП
Источник: PlanetaSMI.RU
Дмитрий Мартынов, Александр Оськин. Киоск в России: аршином общим не измерить
История розничной торговли прессой в нашей стране насчитывает всего ничего - чуть больше полутора веков. Только во второй половине XIX века появилась возможность частному лицу открыть газетный киоск - правда, лишь после того, как власти убеждались в его «гражданской правоспособности» и политической благонадежности.