- «Нет, я посижу, мне здесь интересно». До драки дело не дошло, но председательствующий под занавес сказал, что «получилось интересное кино».
Надо сказать о главном: принятый в прошлом году Закон «О торговле» стал результатом многостороннего компромисса, а посему не устроил всех и оказался неработоспособным. Строго говоря, действие Закона нацелено на продовольственную группу товаров в сетях крупного ритейла, а это примерно 30 процентов всего рынка. Ритейл закономерно жалуется, потому что ему «подрезали крылья». Фракция коммунистов и большая группа депутатов-антикоммунистов озабочены интересами широких народных масс и высокими ценами в ритейле. И тем больше озабочены, чем ближе выборы. А правительственная сторона недовольна, потому что ничего хорошего из этого Закона «О торговле» так и не получилось.
Поэтому-то круглый стол по данному Закону и получился достаточно неконструктивным и шумным. Но в позитиве – это то, что дискуссия в стенах Госдумы вокруг Закона началась, хотя Госдума, по выражению её спикера, не является местом для дискуссий.
Я на этом заседании представлял интересы прессы и торговли прессой. Наш сегмент пока находится вне прямого действия Закона «О торговле». Но по всей видимости, может после поправок почувствовать на себе его действие. Поэтому я выступил на заседании в рамках отведенного регламента (5 минут). Текст моего выступления размещен ниже.
Александр Оськин,
председатель правления АРПП
Выступление на круглом столе в Государственной Думе РФ «Совершенствование законодательства в сфере торговых отношений», 16 февраля 2011 года
В России существует около 30 000 специализированных объектов по продаже печатной продукции — газет, журналов и книг. Излишне напоминать, что распространение печати — социально-значимая функция, особенно с учетом огромных территорий нашей родины. Тем не менее, при разработке нового законодательства в сфере торговли, интересы распространителей прессы учтены не были. Хотя произвола в нашей сфере поболее, чем даже в сегменте ритейла.
Как известно, в начале февраля этого года правительством Москвы было подписано постановление «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности», призванное отрегулировать мелкорозничную торговлю в городе. Согласно данному документу, установка объектов мелкой розницы теперь будет проводиться на основе аукциона каждые полгода. А что такое пройти аукцион в нынешней действительности? Ответ очевиден — создается колоссальное поле для разгула коррупции.
А ведь рентабельность торговых точек по продаже печатной продукции, мягко говоря, и так намного ниже других объектов торговли — сегодня она еле-еле дотягивает до 4%... Параллельно происходят и другие процессы, негативно сказывающиеся на распространении СМИ. Издатели поднимают цены на свою продукцию, в то время как читатель смещает свои интересы в сторону Интернета, все меньше покупая газеты и журналы. Распространители и так находятся на грани уровня рентабельности, и нуждаются по многим параметрам в помощи властей. А им не только не помогают, но и наоборот — максимально ужесточают условия работы.
Росту цен на печать способствовали и вступившие с 1 января 2011 года правила социальных отчислений. Как известно, в начале этого года в системе налогообложения произошел ряд изменений, в том числе — увеличение ЕСН до 34%. Все это также нанесло удар по малому бизнесу, вследствие чего и без того немалые цены на прессу выросли еще на 20%.
Но и это — еще полбеды. Объекты прессы, помимо неожиданно возникших барьеров с размещением и постоянной работой над повышением рентабельности, испытывают на себе и политическое давление. Местные власти, используя прессу для личного прославления и продвижения своих политических интересов, мало заботятся об экономической стороне процесса. Система торговли печатной продукцией в России находится в беззащитном положении — каждый чиновник в каждом регионе считает себя правомочным диктовать условия в отношении разрешенного к продаже ассортимента. С одной стороны Гражданский кодекс РФ предусматривает свободу торговли, с другой — все местные чиновники, невзирая на него, стремятся установить собственную власть, и диктуют правила составления ассортимента. В этой части хорошо привести пример Финляндии, где торговому объекту, что бы получить льготы как социально значимому, необходимо иметь в ассортименте лишь 20% печатной продукции. А так как пресса, что в России, что в мире, относится к низкорентабельной группе товаров, распространители Финляндии получают возможность включить в ассортимент более рентабельную продукцию, тем самым покрывая издержки, вызванные продажами печати. России пока такое и не снилось. Поэтому, говоря о проблемах нашей отрасли и возможной поддержке со стороны государства, я бы выделил несколько основных направлений.
1. Регулирование вопросов аренды земли и условий размещения объектов мелкорозничной торговли прессой.
2. Законодательная поддержка системы распространения печати в отношении ассортиментной политики.
3. Государственная поддержка в части налогообложения.
4. Разработка документов, регулирующих не только сферу ритейла, но и всю торговую деятельность в целом. Нынешний Закон «О торговле» ориентирован, в первую очередь, на «обуздание» сетевой торговли в продовольственной сфере. По крайней мере, выглядит он именно так. А стране нужен комплексный закон по поддержке всех видов торговли, включая такую социально важную сферу, как продажи печатной продукции. Не говоря уже о том, что сфера продаж цифрового контента через современные каналы коммуникаций, например, Интернет, вообще никак законодательно не закреплена.
Распространителям печатной продукции сегодня и без того приходится туго. И любые нововведения на государственном уровне, ужесточающие их нелегкий труд, наносят серьезный урон информационному пространству страны. Поэтому так необходимо, что бы при подготовке предложений и дополнений в новый Закон «О торговле» были учтены интересы и участников медиарынка.
Источник: Блог А.В. Оськина в Живом Журнале