Международная организация называет Казахстан «злостным гонителем прессы»

Международная организация Комитет по защите журналистов опубликовала масштабное исследование под названием «Нападения на прессу в 2010 году».

В нем неоднократно упоминается Казахстан - не только как одна из стран, ситуация в которых проанализирована экспертами, но и как председатель ОБСЕ в 2010 году. Так, во введении к отчету исполнительный директор комитета Джоэль Саймон пишет, что в задачи ОБСЕ входит защита свободы прессы и прав человека.

«Однако в 2007 году председателем ОБСЕ был избран Казахстан, один из самых злостных гонителей свободы прессы в регионе, - заявляет автор. - Председательство страны было отложено на год, чтобы Астана смогла провести обещанные реформы в области свободы прессы, в том числе внести изменения в свое репрессивное законодательство. Казахстан не только не выполнил свои обещания, но и ввел новые ограничения и тем не менее в 2010 году беспрепятственно занял пост председателя ОБСЕ».

По информации г-на Саймона, нападения на журналистов в Казахстане продолжались как до, так и во время его председательства в ОБСЕ. Кроме того, законодательство, касающееся СМИ, в стране становится все жестче. “Был принят весьма ограничительный закон об Интернете, парализующий развитие критикующей власти блогосферы”, - говорится в отчете КЗЖ.

Между тем традиционному неформальному лидеру борьбы за свободу слова - Соединенным Штатам - становится все сложнее влиять на власти других стран. «Этому есть много причин, от ослабления влияния американских СМИ на международной арене до постоянного недовольства общественности различных стран мира нарушениями прав человека в США, в том числе применением пыток. Реакция правительственных чиновников США на обнародование секретных документов на веб-сайте «Викиликс» еще больше усложнила ситуацию», - поясняет эксперт международной организации.

В качестве примера снижения влияния США он приводит эпизод, имевший место в ходе саммита ОБСЕ в Астане. Тогда госсекретарь Хиллари Клинтон встретилась в кулуарах мероприятия с Раушан Есергеповой, “женой казахского редактора, заключенного в тюрьму за разглашение государственной тайны” (речь идет о Рамазане Есергепове. - А.Д.). “Он опубликовал служебные записки, из которых следовало, что Комитет национальной безопасности страны злоупотребил властью при рассмотрении местным судом дела об уклонении от уплаты налогов, - напоминает исполнительный директор КЗЖ. - Однако поддержка США оказалась довольно вялой. В ходе саммита на вопрос репортера о разглашении ресурсом “Викиликс” секретных депеш Госдепартамента Клинтон осудила публикации как противозаконное нарушение режима безопасности. Позднее Есергепова сообщила нам, что высокопоставленный казахский чиновник отчитал жену редактора: “Разве вы не слышали, что сейчас сказала Клинтон? Государственные тайны разглашать нельзя, это опасно и неправильно”. КЗЖ указывает, что власти Казахстана не выполнили официальное обещание (данное до председательства в ОБСЕ) исключить клевету из числа уголовно наказуемых преступлений.

Также в отчете рассказывается о том, что в рамках реализации Закона об Интернете в Казахстане было создано ведомство под названием Служба реагирования на компьютерные инциденты. 1 марта 2010 года один из старших руководителей государственной системы регулирования Куанышбек Есекеев объявил, что служба начала проверку всех “деструктивных” сайтов. Он сообщил и о создании “черных списков” таких сайтов, но не уточнил, какие именно включаются в него и каким образом устанавливается их “деструктивный” характер. Попытки местных медиагрупп и КЗЖ получить разъяснения успехом не увенчались.

В декабре 2009 года, накануне принятия Казахстаном поста председателя ОБСЕ был принят закон о расширении неприкосновенности частной жизни, трактующий это право в пользу правительственных чиновников, отмечается в документе. Закон запрещает публикацию информации о “жизни частного лица”, предусматривая такие виды наказания, как закрытие СМИ и тюремное заключение журналистов сроком до пяти лет. Он запрещает любое “несанкционированное вмешательство в жизнь человека”, не делая при этом четких различий между частной и общественной жизнью, между действиями должностного лица и обычного гражданина. Аналитики считают, что расплывчатые формулировки позволят чиновникам ходатайствовать о возбуждении уголовных дел по искам о нарушении неприкосновенности частной жизни против журналистов, которые освещают деятельность официальных лиц.

Также в исследовании рассказывается о ситуации с осуждением Рамазана Есергепова. По мнению аналитиков КЗЖ, он попал в колонию “по сфабрикованному обвинению”, что стало результатом мести КНБ. “Его судили за закрытыми дверями без адвоката и в августе 2009 года приговорили к трем годам тюремного заключения”, - говорится в документе.

Сообщается, что в июне прошлого года эксперты организации посетили Казахстан и хотели повидаться с г-ном Есергеповым. Они даже получили добро от властей на визит в колонию, однако “в день посещения разрешение было отозвано”. КЗЖ удалось передать вопросы журналисту через другого посетителя. Они получили от осужденного такой комментарий: “У меня почти нет надежды на досрочное освобождение. Но я верю, что с помощью международных организаций вопрос об отсутствии процедуры справедливого судебного разбирательства по делам политических заключенных в Казахстане будет поднят на международном уровне”. КЗЖ также пишет о том, что правозащитник Евгений Жовтис был признан виновным в непредумышленном убийстве в результате ДТП в сентябре 2009 года и приговорен к тюремному заключению, “несмотря на смягчающие обстоятельства и публичный отказ семьи пострадавшего от иска”.

По информации международной организации, в 2010 году в разных странах мира 145 журналистов находились в заключении, а 44 были убиты.

Источник: Панорама (Алматы)