Книжный кризис шагает по стране

Говорят, что кризис в России почти закончился. Довольно дружно из него выходят уже целые сектора экономики. В оставшихся секторах, соответственно, кризис продолжается. Так, в самой читающей стране мира - или, как сказал какой-то юморист, в самой считающей себя самой читающей стране мира - продолжается кризис на книжном рынке.

Георгий Лямин, один из основателей книготорговой сети «Топ-книга», полагает, что это суммарный результат сразу нескольких кризисов. Экономического (книга, как известно, - это не гречка и не картофель, то есть не предмет первой необходимости). Кризиса отечественного книжного рынка. И кризиса книги как таковой. Времена, когда приобретать многотомное собрание сочинений была столь же престижно, как приобретать ковер и хрусталь, давно прошли.

Если с экономическим кризисом и кризисом бумажной книги все более-менее понятно, то на кризисе отечественной торговли стоит остановиться подробнее.

По данным Российской книжной палаты, в первом полугодии прошлого года в России были зарегистрированы 59,5 тыс. книг и брошюр общим тиражом 307 млн экземпляров. По сравнению с тем же периодом 2009-го количество зарегистрированных названий сократилось на 8,6 процента, а объемы тиражей - на 17,2. Издательством «Эксмо» было проведено свое исследование. Общие потери рынка в 2009 году составили 10 процентов (2,7 млрд долларов вместо рекордных трех миллиардов). По результатам первого полугодия 2010-го продажи сократились еще на пять процентов.

Приведем еще несколько цифр, теперь уже от компании «Комкон». По ее исследованию, кризис сильно изменил структуру книжного спроса - Москва и Санкт-Петербург усилили свои позиции, регионы - ослабили. Более 60 процентов объема рынка теперь приходится на российские столицы, и их доля растет. Около 80 процентов приходится на города-миллионники, и их доля тоже растет. А вот «кусок» книжного рынка городов с населением 100-500 тыс. за два года сократился почти на 10 процентов.

Продолжалось падение и во всех федеральных округах. Наибольшее (больше чем на треть) наблюдалось в Центральном округе (без учета Москвы), Северо-западном (без Санкт-Петербурга) и Поволжском.

Принципиально изменилась и структура книжной торговли. Рынок, по сути, уже стал издательским. Коммерческий рынок книг, если отнять то, что печатается за бюджетные деньги - учебники, академические издания и распределяется среди библиотек, научных учреждений, - составляет порядка 70-75 процентов. Порядка 20-25 процентов приходится на два крупнейших издательства - «АСТ» и «Эксмо».

Помимо книгоиздания последние пять лет и особенно активно с началом кризиса эти два издателя начали последовательно развивать свои книготорговые сети. «Эксмо» - магазины «Новый книжный-Буквоед», «Читай город», «АСТ» - магазины «Буква». «Читай-город» уже появился в Новосибирске, «Буква» пока закрепиться у нас не может, но благодаря инвестициям издательской группы «АСТ» в Новосибирске активно развивают свою сеть книготорговая компания «Аристотель».

Иными словами, по выражению Георгия Лямина, сегодня на российском книжном рынке уже фактически сложилась если не монополия, то диполия, олигополия двух компаний - «АСТ» и «Эксмо».

Заглянем еще раз в исследование «Комкона». Как были распределены книжные магазины между основными игроками рынка на середину прошлого года, можно увидеть в таблице. По итогам всего 2010-го ситуация вполне может измениться. И если говорить об объемах продаж, наибольшие шансы выйти в лидеры здесь у книготорговых сетей издательства «Эксмо».

То, что на рынке выживают два игрока, - это такая очевидная капиталистическая тенденция. А в США, например, не только две партии, но и две крупнейших книготорговых сети - Barnes & Noble Inc и Borders. На них приходится порядка 10-15 процентов рынка. Но это все-таки не издательства, в Америке совершенно другие правила игры, совершенно иные отношения, которые складывались между издателем и торговцем в течение десятилетий. Да и торговать там, в отличие от России, умеют очень хорошо.

Чем опасна монополия, диполия - понятно всем. В какой-то момент ситуацию на рынке начинает диктовать не покупатель (он же читатель), а монополист, его стремление получить в максимально короткие сроки максимальную прибыль.

С одной стороны (по заверениям экспертов рынка), этого пока не происходит. Раз издательство начинает доминировать на рынке, оно залазит во все тематические ниши, покупает всех более-менее значимых авторов, чтобы удовлетворить максимально широкие предпочтения и вкусы. С другой стороны, если уже сейчас присмотреться к книготорговой сети «Буква», то ее ассортимент процентов на 80-90 составлен из книг издательства «АСТ». Книготорговля «Эксмо» относилась к прочим издательствам более лояльно, но и там сегодня нарастает та же тенденция: 50 процентов книг - издательства «Эксмо», 10 процентов - «АСТ», 40 - прочие издатели.

Умозаключение о том, что рынок все расставит на свои места, достаточно опасно. Это хорошо видно по российскому телевидению. Если кормить и кормить народ всякими «кривыми зеркалами» и низкопробными сериалами, в конце концов, ничего другого он есть не сможет. В лучшем случае, просто откажется от такой еды. Еще два года назад редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов довольно тонко заметил, что «книжную отрасль еще накануне кризиса финансового настиг другой кризис - кризис внимания. Читателю стало просто неинтересно столь много столь незначительных книг. А именно такими книгами торговали (да и сейчас торгуют) большинство книжных сетей страны. «Главные из них, «Буква» и «Новый книжный», - отметил Александр Гаврилов, - давно уже предпочитают настоящей литературе романы из жизни мерчендайзеров и руководства по астральному сексу:»

У российского книжного рынка в начале кризиса еще был шанс пойти по другому пути. «Есть две силы - «АСТ» и «Эксмо», мы предприняли попытку создать третью силу на базе «Топ-книги» и оставшихся независимых издательств. - рассказывает Георгий Лямин. - Для этого надо было объединить по меньшей мере 20-30 компаний. Потратили полгода, но попытка опереться на малые и средние издательства не удалась. Каждый решил выживать в одиночку».

Для многих участников рынка - издательств, книготорговых компаний и фирм - попытка выжить в одиночку закончилась печально. Не удалось создать «третью силу» даже такому крупному российскому финансисту, как Александр Мамут. Им были приобретены доли в сети книжных магазинов «Букбери» и издательской группе «Аттикус» (издательства «Махаон», «Иностранка», «Колибри»). Но затем веру в книжный рынок он потерял и начал с него уходить. «Букбери» было продана структуре Олега Дерипаски и в конце концов обанкрочена.

Довольно сильно экономический кризис ударил по крупнейшей российской книготорговой сети «Топ-книга». И были у этого как объективные причины, так и субъективные, связанные прежде всего с корпоративным конфликтом в самой компании. В свое время писалось об этом много, повторять не буду.

В прошлом году с помощью финансового консультанта АКБ «Международный финансовый клуб» новосибирским книжным ритейлером был, наконец, найден инвестор - компания «Генидоро Лимитед». Бенефициаром этого офф-шора являются бывшие владельцы торговой сети «Копейка» Сергей Солодов и его партнеры. В ноябре 2010-го «Генидоро Лимитед» приняла участие в общем собрании акционеров «Топ-книги» с одним процентом акций. (Не исключено, что очень скоро она и станет основным владельцем.) На этом собрании новым генеральным директором был избран Максим Гольдберг, сменивший на этом посту Георгия Лямина.

Справедливости ради, говоря о кризисах, надо сказать и о том, что «Топ-книга» продолжает оставаться в рейтингах журнала «Финанс», оказываясь в нем единственной книготорговой компанией и одной из двух-трех розничных сетей, головной офис которых находится в Новосибирске. К сожалению, с приходом нового менеджмента компания может сменить прописку и стать московской.

По поводу замечания, что вот мол, опять москвичи пришли, Георгий Лямин уточняет, что на самом деле бывшие владельцы «Копейки» с Поволжья, но благодаря работе в Москве они приобрели тот опыт в ритейле, который в ситуации с «Топ-книгой» может оказаться неоценимым. Можно достаточно уверено утверждать, что с приходом нового менеджмента изменится и стратегия развития компании. И сейчас, по словам Георгия Лямина, как раз и идет ее разработка.

Источник: Новости-online (Регион-Информ-Москва)