Вчера закончилось общественное обсуждение новой схемы размещения киосков в столице. Как выяснили «НИ», столичные власти отказались от предложенных ранее типовых конструкций киосков и согласились поменять дислокацию примерно четверти торговых точек. Однако общее количество киосков все равно сократится более чем вдвое, так как правительство города намерено их изживать. Киоски прессы защитить удалось, а владельцы других киосков собирают подписи граждан в свою защиту и дают взятки чиновникам, чтобы киоск оставили на прежнем месте.
Общественное обсуждение новой схемы размещения киосков продолжалось месяц. По каждому району столицы чиновники из Москомархитектуры обозначили торговые зоны двух типов – старые, где киоски уже стоят, и новые, где киоски можно будет поставить. Где киоски ставить нельзя, говорится в изданном 3 февраля 2011 года постановлении мэра: на тротуарах шириной меньше трех метров, на газонах, в арках, под эстакадами и путепроводами, ближе пяти метров от входов в подземные пешеходные переходы и ближе 25 метров от наземных вестибюлей метро (кроме киосков прессы, билетных и аптечных). По новой схеме киоски начнут работать с 1 июля этого года. При этом все киоски в новых торговых зонах предполагалось строить из типовых модулей 1,5 на 1,5 метра трех видов: «Классик», «Модерн» и «Свободный стиль». Общее же количество торговых точек планировалось сократить с нынешних 25 тыс. до 11 тыс., в том числе за счет полной ликвидации ларьков в подземных переходах и на автобусных остановках.
Однако планы столичных властей натолкнулись на протесты и предпринимателей, и покупателей. В префектуре Центрального административного округа (ЦАО) «НИ» сообщили, что получили обращения по 296 киоскам. Подписи за сохранение торговой зоны «Новослободская» поставил 1241 житель Тверского района Москвы. Окружной Совет ветеранов заступился за палатку «Овощи-фрукты», 38 человек встали на защиту двух киосков «Цветы». Чаще других граждане заступались за киоски фастфуда (85 торговых точек) и прессы (75). Согласно проекту схемы, из нынешних 1693 киосков в округе предполагалось оставить лишь 790. Но в префектуре ЦАО обещают, что учтут предложения граждан и сохранят 1,2–1,3 тыс. киосков.
В Восточном административном округе (ВАО) минувшей осенью было 1420 киосков, сейчас их стало 946, а к середине года останется 798. В префектуре ВАО «НИ» сообщили, что первоначально планировали переместить две трети оставшихся киосков с магистралей во дворы и убрать киоски в тех районах, которые считаются обеспеченными торговыми площадями (не менее 700 кв. метров на одну тыс. жителей). Однако выяснилось, что арифметического подсчета здесь недостаточно. Например, в районе «Соколиная гора» почти все магазины расположены возле станций метро «Электрозаводская» и «Семеновская». Владельцы же киосков фастфуда и цветов возражали против переезда с магистралей, так как опасались лишиться покупателей. В результате расположение либо специализацию 300 киосков решили изменить, переместив во дворы только хлебные, молочные и овощные киоски.
Предпринимателей также возмутили предложенные Москомархитектурой типовые варианты конструкций киосков. Не устроила и цена (от 500 тыс. рублей), и недостаточная функциональность. В распоряжении «НИ» есть письмо руководителей нескольких сетей по продаже прессы, в котором новые киоски названы непригодными для распространения газет и журналов по девяти причинам. Среди причин – слишком маленькие витрины, отсутствие места для резерва товара и обогревателя, излишне дорогие вычурные стекла и чугунное литье, а также нехватка опор для устойчивости и недоработанный сток воды, которая летом будет проникать внутрь киоска, а зимой образовывать наледь.
Вчера стало известно, что по типовым вариантам конструкций киосков столичные власти пошли на попятную. Как рассказал «НИ» председатель комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле объединения предпринимателей «ОПОРа России» Владлен Максимов, в московском департаменте потребительского рынка и услуг уже подготовили два новых варианта типовых конструкций киосков. Киоски предполагается собирать из стекольно-композитных модулей площадью 1 на 1,5 метра и 3 на 1,5 метра. Базовая цена киоска составит 200 тыс. рублей, стоимость сборки – 50 тыс. Между производителями, по словам г-на Максимова, будет конкуренция, так как «есть понимание, что производителей должно быть много». В Москомархитектуре «НИ» подтвердили, что прежние варианты конструкций были «рабочими», но описывать детали новых отказались.
Еще одна победа предпринимателей – удалось сохранить киоски прессы. Первоначально в новой схеме размещения их число уменьшалось с 2,4 тыс. до немногим более 900. Однако затем мэр Москвы Сергей Собянин пообещал прессу не трогать. «Киоски прессы для нас – как священная корова», – подтвердил «НИ» представитель префектуры ВАО Андрей Иванов. Но распространители прессы все равно недовольны. Как пояснил «НИ» председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, новый порядок работы киосков предписывает, чтобы доля основной продукции была не ниже 80%. У киосков прессы она сейчас составляет 51%, и выживают они за счет продажи книг, канцтоваров и игрушек, поскольку торговля газетами и журналами низкорентабельна. Нововведения же вынудят распространителей повышать цены на прессу, и есть риск потерять покупателей.
Места для установки киосков будут продавать с аукционов, которые начнутся, как только столичные власти утвердят новую схему расположения. По словам Владлена Максимова, в лучшем положении окажутся те, чьи киоски останутся на прежних местах. У них будет возможность купить место по стартовой цене аукциона. По информации г-на Максимова, предприниматели дают взятки чиновникам, чтобы те сохранили киоски там, где те сейчас находятся. Понятно, что и сам «тендер» без «заносов» не обойдется. Не для этого ли, в том числе, все и затевалось?
Серьезные потери есть даже у крупных сетей. Директор по продажам сети фаст-фуда «Крошка-картошка» Виталий Коновалов рассказал «НИ», что прошлой осенью сеть включала 56 киосков, сейчас их осталось 32. Сколько будет киосков после 1 июля, г-н Коновалов не знает, но с предложенной Москомархитектурой схемой размещения не согласен: «Сеть киосков общественного питания должна стоять на потоке, а не во дворах. Приезжие не будут выяснять, в каком дворе искать автокафе. Или когда на обед дали 30 минут...»
Киосков могло быть в разы больше, поясняет «НИ» чиновник мэрии, но столичные власти намеренно сокращают их до минимума, потому что «торговля в стационарных магазинах более контролируема», а в киосках «не всегда хорошее качество и грязь». Минувшей осенью под предлогом борьбы с пробками киоски сокращали как мешающие пешеходам и создающие повод для остановок у автомобилистов (в конце прошлого года было закрыто около пяти тыс. торговых точек). Теперь же продуктовые и промтоварные киоски планируется сохранять только как «вспомогательные» во дворах, где нет магазинов. Остальных же предпринимателей вынудят занимать под магазины первые этажи домов. Исключение – киоски прессы, которые перевести в стационарные магазины невозможно. Александр Оськин считает столь радикальные меры ошибочными. Например, ликвидация киосков в подземных переходах сделает эти переходы более грязными и криминогенными. Пока же за чистоту и порядок в переходах отвечают продавцы расположенных там киосков.
На площади Трех вокзалов из 61 киоска согласно новой схеме планируется оставить два: билетный и фаст-фуда. Однако опрошенные «НИ» продавцы в один голос утверждают, что их киоск сохранится: «Нас точно оставят». Продавцы в двух автокафе возле метро «Цветной бульвар» не столь оптимистичны. «Закроют его. Выиграл киоск другого бренда, вот он и переедет», – рассказала «НИ» продавщица Лариса. Она уже работала в киосках фаст-фуда возле метро «Фили» и «Университет», и «эти киоски все закрыли». Большинство продавцов не слышали и об общественном обсуждении новой схемы размещения киосков. Только продавец киоска прессы возле метро «Проспект Мира» сообщил «НИ», что ему дали указание «собирать подписи постоянных клиентов, чтобы наш киоск не снесли». Продавца также пугает требование городских властей установить возле киоска скамейки: «Нормальные покупатели обычно торопятся и не будут сидеть на лавочках и читать газеты. Зато все бомжи здесь будут».
Источник: Новые Известия