6 тенденций развития медиа по мнению Элвина Тоффлера

Переход от экономики «основанной на мышечном труде» к обществу, где тон задают интеллектуалы, производители информации и знаний, неизбежно повлек за собой изменение СМИ. Тоффлер выделил 6 ключевых отличий средств массовой информации конца XX - начала XXI века от своих предшественников. Так был ли великий футуролог прав? Давайте разберем его тезисы

«Все вместе эти шесть принципов указывают на полную трансформацию не только в тех способах, которыми мы посылаем сообщения друг другу, но и в том, как мы думаем, какими мы видим себя в этом мире и, таким образом, каково наше отношение к различным правительствам. (Э.Тоффлер. «Метаморфозы власти», гл.28)

1. Интерактивность. Традиционные СМИ «второй волны» - радио, ТВ, пресса - общаются со своей аудиторией в одностороннем порядке. Жан Бодрийяр называл их «антикоммуникативными» по своей сути. Единственный выбор, который есть у потребителя в такой ситуации - смотреть передачу или выключить телевизор, прочитать статью или отложить в сторону. Такая интерактивность называется нулевой (всего по шкалеVideodisk Design / Production Group есть пять степеней интерактивности).

«Новые медиа», появление которых предсказывал Тоффлер, напротив, настроены на диалог: первоначально это интерактивное ТВ, затем - интернет-СМИ. За примерами далеко ходить не надо - на портале TUT.BY есть «народные новости». Это значит, что фото, видео и тексты поступают от рядовых пользователей интернета, а портал Interfax.by не только активно общается с сообществами в социальных сетях (twitter, facebook, vkontakte), но и публикует читательские отклики: комментарии пользователей к материалам порой ярче и острее журналистских текстов. Вдобавок рейтинг самых читаемых материалов дает возможность корректировать информационную политику новостного агентства.

Но подлинная интерактивность началась с технологии Web 2.0 - в двух словах эта концепция всемирной сети сводится к тому, что пользователи, объединяясь в сообщества, обмениваются контентом и новостями между собой. «Вторая версия» интернета привела к расцвету блогов и социальных сетей. Появились культурные феномены вроде видеосервиса YouTube: здесь каждый может создать свой видеоканал любой тематики, не привязанный к эфирной сетке и не подпадающий под прессинг рекламодателей. За два месяца на YouTube появилось столько видео, сколько три ведущие телесети США выпустили в эфир начиная с 1948 года.

Ресурс Digg.com и его русскоязычные клоны (СМИ2 и Новости 2.0) - новостная лента, собрание ссылок, коллекция из разнообразного контента. Ленту формирует не автократ-редактор, а рядовые пользователи сети, выставляющие новостям рейтинг. СМИ без редакторов, содержание, которое формируют пользователи - вот интерактивность в современном понимании.

«Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Но одновременно с этим пользователь он-лайновых медиа становится отчасти редактором, отчасти даже создателем новых содержательных продуктов. В его лице объединяются и потребитель и производитель, интегрируются различные роли и функции, прежде разделенные». (Е.Вартанова. К чему ведет конвергенция СМИ?)

2. Мобильность. «Факсимильный аппарат в автомашине, миниатюрная видеокамера, компьютер, который можно держать на коленях, переносный принтер - все это распространяется очень быстро», - писал Тоффлер в 1980-х гг.

Когда мне порой кажется, что 1,3-килограммовый нетбук слишком оттягивает плечо, я вспоминаю о первых лэптопах: компьютер Osborn напоминал габаритами чемодан, весил около 11 кг и стоил почти $1800! Сегодня речь уже идет о невесомых гаджетах по гибкости сравнимых с листом бумаги.

Если в 2006 году 30% пользователей владели ноутбуками, то в 2009 - уже 47%, пишет Ли Рэйни, руководитель Pew Internet Project. По данным аналитиков компании Gartner в ближайшие три года развитие компьютерной индустрии будет главным образом стимулироваться продажами мобильных устройств.Речь идет в основном о бюджетных ноутбуках и планшетных устройствах с сенсорными экранами.

«И если в 2009 г. на них (мобильные компьютеры - В.С.) в натуральном выражении приходилось 55% всех поставок «персоналок», то в 2012 г. их доля предположительно составит около 70%».

Рывок в сторону минитюаризации совершили и мобильные телефоны: еще тридцать лет назад человечество с упоением заслушивалось единственной мелодией звонка первого «мобильника», который весил порядка 800 граммов и работал час без подзарядки. Сегодня эти устройства почти слились с мобильными компьютерами: обзавелись мощными процессорами, мультимедийными возможностями (MP3-плейеры, фото- и видеосъемка), а главное - мобильным интернетом, превратившись в «умные телефоны» - смартфоны и коммуникаторы.

О том, что будущее - именно за этими странными гибридами - свидетельствуют факты: если на телефонию, обмен сообщениями и разговоры в мессенджерах среднестатистический пользователь смартфона тратит 27 минут в день, то на «новые виды активности» - игры, социальные сети, приложения, карты - около 47 минут. При этом февральское исследование E-marketer показывает, что к концу 2011 году в США будет 73,3 миллиона пользователей смартфонов (31% всех пользователей мобильных телефонов).

Исследователи из IDC пришли к выводу, что за последние три месяца 2010 года мировой рынок мобильных телефонов вырос почти на 18% - в основном за счет смартфонов. Маркетологи потирают руки - ведь владельцы смартфонов тратят почти $24 млрд. в год, заходя в интернет через «умные мобильники». Cisco в свою очередь прогнозирует, что объемы мобильного траффика 2015 году вырастут в 26 раз, при этом две трети информации будет приходиться на видео:

«В период с 2010 по 2015 гг. среднегодовые темпы роста мобильного трафика составят 92 процента. Это связано с постоянным увеличением числа таких мобильных устройств, как планшетные компьютеры и смартфоны, и ширящимся распространением мобильного видеоконтента».

В Cisco подчеркивают, что к 2015 году смартфоны, ноутбуки и другие портативные устройства будут генерировать более 87 процентов мирового мобильного трафика.

3. Обратимость. Тоффлер понимает под этим «способность передавать информацию от одного СМИ к другому» - например, преобразование аудио информации в текстовую форму. В терминологии специалистов по коммуникации речь идет о двух тенденциях: конвергенции медиа и мультимедийности. Конвергенция - это слияние разных медиа на одной технологической платформе. Веб-ресурс - это конвергентное СМИ, которое объединяет текст, видео, аудио и прочие виды контента. Такое стало возможным благодаря дигитализации контента, или перевода в цифровой формат. И кинопленку, и магнитную ленту, и газетные полосы можно перевести в последовательность единиц и нолей, понятных компьютеру.

Мартин Гилберт и Присцилла Лопес из Университета Южной Калифорнии подсчитали, что по-настоящему цифровая эра человечества началась в 2002 году, когда в «цифре» стало храниться больше данных, чем в аналоговом формате. Если в 2000 году 75% всех данных были аналоговыми, о в 2007 году -- 94% контента стало цифровым. Ожидается, что размеры нашей «цифровой вселенной» будут удваиваться каждые 18 месяцев.

Как следствие массмедиа стали мультимедийными - и от журналистов потребовалось быть универсалами. Ведь когда мы говорим об «универсальной журналистике», то все чаще имеем в виду, что речь идет о способности работника медиа писать тексты, делать фото, снимать видео, умении создавать flash-приложения и аудиоролики. Конвергенция коснулась и контента: появились «гибридные жанры» и новые формы медиа - интернет-радио, интерактивное ТВ, набирают популярность электронные газеты для планшетных компьютеров. Например, амбициозный проект The Daily для Apple Ipad - 100 страниц оригинального контента в цифровом воплощении.

4. Возможность взаимосвязи. Единый стандарт - ключ к успеху. О его преимуществах я размышляю, когда забываю дома зарядное устройство для своей Nokia: как правило, только у одного из десяти коллег разъем подойдет к моему смартфону. IBM обогатилась, когда создала единый стандарт компьютеров, которые собираются подобно конструктору. Microsoft развязала руки программистам, получившим возможность создавать приложения для единой операционной системы. Феномен ОС Android для смартфонов и нетбуков - из этого же ряда.

Благодаря согласованности разработчиков, появились такие стандарты как CD (знаменитая «Белая книга» 1987 года), Bluetooth (беспроводная передача данных, которая дает возможность не только обмениваться информацией, но и управлять техникой, в том числе - и бытовой) и другие.

А стандарт USB -- передача одновременно данных и питания для перефирийных устройств -- стал не только технологическим феноменом (созданный в 1994 году, стандарт успешно развивается: недавно появилась версия 3.0), но и явлением киберкультуры, спровоцировав появление целого ряда USB-гаджетов - от ламп, вентиляторов, до подогревателей кружек, аквариумов, холодильников и просто эстетичных flash-накопителей в виде, например, кусочков дерева или неотличимых от суши.

Кстати, Еврокомиссия одобрила единый стандарт зарядки для мобильников 17 ведущих компаний на основе micro-USB. Значит, закончится моя головная боль по поводу внезапно севших аккумуляторов?

5. Повсеместность. «Под этим термином, - пишет Тоффлер. - Мы имеем в виду систематическое распространение новых СМИ по всему миру и во всех экономических слоях общества». Залог политической стабильности общества -- в способности преодолеть «информационный разрыв» между теми, кто имеет доступ к новейшим коммуникационным технологиям и теми, кто находится в «информационном вакууме», своего рода маргиналами.Но и телефон, и факс перестают со временем быть дорогими игрушками и приходят в каждый дом, потому что этого требует логика развития информационного общества, считает футуролог.

По данным Internet World Stats ,больше 75% пользователей интернета приходится на 20 ведущих стран. И хотя первое место удерживает Китай с более чем 420 миллионами «интернавтов» (каждый пятый в мире!), в целом доступ к киберпространству имеют 19-31% населения этой гигантской страны. Сравните с США, Японией, Германией - 77-79%, при этом речь здесь идет о широкополосном интернете за гораздо меньшую плату. Связь «digital divine» и экономики особенно отчетливо видна, когда сравниваешь полярные значения: в Исландии доступ в сеть имеют 86% граждан, в Либерии -- 0,04%.

«Цифровой разрыв» характерен и для Беларуси. По разным данным, доступ к всемирной паутине имеют от 18% до почти 25% домохозяйств республики. При этом в столице счет абонентов интернета идет на сотни тысяч (более 230 тысяч), а в небогатой Могилевской области - на десятки (около 60 тысяч). И хотя правительство намерено к 2015 году создать инфраструктуру, которая бы позволяла выходить в интернет со скоростью 100 Мбит/с (при этом ширина внешнего интернет-канала должна составить не менее 200 Гбит/с, а количество портов стационарного широкополосного доступа достигнет 3 млн), лишь каждый четвертый-пятый пользователь может позволить себе прелести потокового видео, подкастов и «облачных вычислений». Тем не менее, широкополосный интернет совершил большой рывок вперед за пять лет: в 2006 году им пользовались всего около 11 тысяч домохозяйств (0,1% от общего числа!).

Но как быстро бы не приходили цифровые медиатехнологии в наши дома, социальные факторы сдерживают их развитие: исследования Информационно-аналитического центра при Администрации Президента РБ в 2009 году свидетельствуют, что для 85,3% населения Беларуси ТВ - основной источник информации, а интернетом ежедневно пользуется лишь 13,7% белорусов. Зато в среде молодежи эфирное телевидение уходит на второй план, а интерес к новым медиа как к источнику новостей растет: каждый третий молодой человек использует Сеть в этом качестве.

В 2009-2010 гг. конкуренция между тройкой операторов мобильной связи привела к почти полному покрытию территории республики сетями третьего поколения (3G) по относительно доступной цене - скоростной мобильный интернет стал доступен массовой аудитории. Как сообщают эксперты компании Opera (известной своим популярным браузером для мобильных телефонов Opera Mini):

«В целом количество пользователей браузера в нашей стране за месяц (август 2010 -- В.С.) выросло на 115%, а просмотренных веб-страниц - на 213,1%».

Эксперты отмечают, что наиболее востребованные интернет-страницы - социальные сети и поисковые системы. За шесть месяцев рост аудитории, которая превысила 66,5 миллионов человек, стал рекордным. Технология стремительно распространяется, однако пользуются ее прелестями в основном обеспеченные граждане, имеющий определенный уровень знаний и образования.

Во многом благодаря усилиям ООН и национальных правительств (тут можно вспомнить А.Гора в США с его мечтами об «информационной супермагистрали») новые медиатехнологии действительно становятся «повсеместными» - и доступными для разных слове населения - появляется инфраструктура, снижаются тарифы. В Беларуси, к примеру, уже в сентябре 2011 года в школах появятся электронные планшеты, которые заменят учебники (очевидно, речь идет не о полноценных планшетах, а о «ридерах», основанных на технологии e-ink). Другой пример -- разработка субноутбука OLPC XO-1 - максимально простом устройстве для школьников из развивающихся стран, стоимость которого не должна превышать 100$.

6. Глобализация. За четыре минуты компания-фетиш Apple подешевела на $9,9 млрд. - каждая акция компьютерного гиганта упала в цене на $10 после слухов о том, что легендарный глава Apple Стив Джобс попал в больницу с серьезными проблемами со здоровьем (ранее он перенес пересадку печени). Тоффлер пишет о похожих информационных «всплесках», которые стали возможными благодаря выходу медиасистемы на мировой уровень:

«Какое-либо изменение в курсе американских векселей или отношения иены к немецкой марке становится мгновенно известным во всем мире; аналогичным образом на следующее утро после крупных соревнований в Лос-Анджелесе молодежь, живущая в Хошимине, обсуждает, кто вышел в них победителем. Духовные границы государства стали столь же проницаемыми, что и финансовые».

Тщательно проанализированный Ж.Бодрийяром феномен войны в Персидском заливе, которая стала медийным феноменом благодаря прямым включениям CNN, эмоциональная вовлеченность во всемирные катастрофы (землетрясения в Новой Зеландии и Гаити, наводнения в Австралии), всемирный резонанс от освещения выборов в Иране в социальных сетях - все это показывает, что массмедиа порождают «эффект бабочки». Мухамед аль-Яхьяй, журналист телеканала «Аль-Хурра», уверен, что «Социальные сети сыграли ключевую роль в революциях в Тунисе и Египте. Недовольство в этих странах нарастало давно, однако социальная сеть Facebook позволила массам собрать демонстрации против непопулярных режим».

По информации радио «Голос Америки», во время дискуссии в Конгрессе США член BBG (СОвет управляющих вещанием США) Сюзан Маккью, важная роль, которую сыграли в последних событиях в Тунисе, Египте и других странах мира такие социальные сети как Facebook, Twitter и YouTube, очевидна.

«Объединение этих шести принципов приводит к созданию революционной нервной системы всей планеты, способной оперировать с неимоверно возросшим количеством данных, информации и знаний, используя все более быструю передачу и анализ сигналов. Это - гораздо более способная к адаптации, интеллектуальная и сложная нервная система человеческой расы, которую невозможно было представить себе когда-либо в прошлом» (А.Тоффлер. «Метаморфозы власти», гл.28).

Источник: Media-ecology.blogspot.com