Рынок подписки «заморожен», но реабилитировать можно. На заседании АРПП решали - как это сделать

2 марта с. г. Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) при поддержке Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ организовала и провела круглый стол с тематическим названием «Институт подписки сегодня и завтра».

Заседание открыл председатель правления ассоциации Александр Оськин, обозначивший настроение мероприятия «форматом мозгового штурма», который, по мнению Оськина просто необходим при сложившейся на сегодняшний день с институтом подписки ситуации.

Спикер выразил свою уверенность в том, что у данного института несомненно есть будущее и задача собравшихся если и не найти пути решения проблем, то хотя бы высказать свое видение в их отношении, озвучить предложения, способствующие выводу подписки в нашей стране из «замороженного состояния»

Продолжил тему Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он согласился с Оськиным - да, институт подписки «заморожен», однако заметил, что в целом годовое падение подписных тиражей сегодня в России по официальным данным составляет не более 2-3%. По мнению Кудия именно иллюзия стабильности сегодня мешает издателям модернизировать ситуацию. В своем докладе спикер отметил, что Россия еще очень долго останется страной почтовой подписки. «Все мы понимаем, что почтовые ресурсы на данном этапе крайне изношены и сейчас «Почта России» переживает масштабную организацию. Количество почтовых отделений сокращается. Так в Иркутске из трех отделений связи осталось одно, а в Москве из восьми - шесть», - отметил Геннадий Николаевич. По его мнению, задача медиасообщества сегодня заключается в том, чтобы всячески способствовать «Почте России» в более адекватной работе.

«В первую очередь российскому рынку необходимо учесть мировой опыт организации подписки и применить его в интересах укрепления информационной безопасности страны», - считает медианалитик Татьяна Власенко, озвучившая широкомасштабный доклад о позитивном опыте института подписки в зарубежных странах. Как основную тенденцию Власенко обозначила неизбежную необходимость господдержки в отношении института подписки.

От обсуждения зарубежного опыта собравшиеся плавно перешли к российским реалиям. И продолжила заданную тему исполнительный директор «АРС-ПРЕСС» София Дубинская, которая от лица организации, непосредственно работающей с регионами, заметила: «Очевидна полная разрозненность действий всех участников процесса подписки. Каждый стремится пережить проблемы в одиночку. Многие региональные издания, потерпев неудачу в сотрудничестве с почтой, уходят к альтернативным агентствам. Если бы мы смогли объединить усилия всех участников медиарынка, хоть в каком-то одном сегменте, вот тогда бы была польза!». И в качестве лирического отступления к своей реплике Софья Борисовна вспомнила героя старой песни - ямщика, служившего на почте и на лошади с бубенчиком развозящего почту по деревням

Сергей Цыганов, исполнительный директор издательского холдинга «Собеседник» и член правления Гильдии издателей периодической печати, открыто поблагодарил АРПП за организацию такого необходимого мероприятия. В своем выступлении Цыганов заявил, что первым шагом в совместной работе должна стать честность друг перед другом среди участников рынка. По словам спикера на различных встречах приводится масса весомых аргументов и фактов по теме развития института подписки, однако как говориться, «воз и ныне там». «Мы должны честно сказать друг другу, что твориться сегодня на рынке. А творится то, что рынка подписки, к сожалению, просто не существует. Если бы он был, мы бы развивались. А мы сегодня стоим на месте. Нет развития, нет конкуренции среди издателей за подписные тиражи, нет альтернативной подписки на местах А это значит, нет рынка. Россия была, есть и долго еще будет страной почтовой подписки. И конечно же почта нуждается в госдотациях. Не случайно все альтернативные агентства активно ведут бизнес именно в городах-миллионниках, обслуживая, в основном, юридических лиц», - констатировал Цыганов. «Мне очень стыдно за издательское сообщество! К сожалению, инициатив от издателей нет, и я даже знаю почему. Зачем крупному издательскому дому, лидеру российского рынка, уравнивать конкурентные позиции и вообще «равняться» с рядовым издателем?» - решительно заявил спикер.

Цыганов убежден, что для решения проблем в сегменте подписки нужно серьезное правительственное решение. В его отсутствии через два года подписка может вообще «обвалиться».

Цыганова собравшиеся поддержали. Но - не по всем позициям. Так, Ольга Верхняцкая, генеральный директор ООО «МК-Агентство» заявила, что именно благодаря слаженной работе крупных издателей в отношении института подписки был предотвращен рост тарифов на почтовую доставку. И вот уже шесть подписных компаний ситуация не изменяется.

А Константин Астафьев, генеральный директор подписного агентства «Урал-Пресс», не согласился с Цыгановым по вопросу необходимости государственной помощи ФГУП «Почта России». Астафьев в своем выступлении настаивал на необходимости жесткого контроля расхода дотаций почте. «Я не говорю, что датировать не нужно совсем. Но необходимо пересмотреть понятие дотации так, чтобы «Почте России» стало выгодно качественно работать!», - заявил спикер. По его данным на сегодняшний день доля почты на рынке подписки составляет уже 60%, в то время как еще два года назад этот показатель ровнялся 80%. Ольга Верхняцкая парировала представителю сегмента альтернативных подписных агентств - по ее словам «альтернатива» в структуре подписки занимает не более 10%, и те приходятся в основном на b2b издания. А в защиту альтернативного сегмента выступил представитель издательства «Юнайтед-Пресс» Александр Марочкин. «Я убежден, что категорически неправильно субсидировать «Почту России» и никак не поддерживать альтернативные агентства. Например, мы уже года три теряем почтовых подписчиков из-за низкого, отвратительного качества доставки. Наш журнал для топ-менеджеров. Казалось бы - доставляется он не в почтовые ящики, а по предприятиям. И, тем не менее, проблем масса, и разобраться куда делось наше издание практически невозможно. Для нас это - реально проблема. А таких как мы b2b-издателей много, и все они согласятся со мной - если поддержка оказывается, то оказываться она должна и альтернативным подписным агентствам», - заключил Марочкин.

В свою очередь, бесконечно часто упоминаемое на мероприятии, ФГУП «Почта России» на заседании представляла Ольга Князева, руководитель Департамента подписки. Она отметила неоспоримость факта того, что собственных сил и средств почты не хватает на проведение принципиальных изменений в структуре доставки почтовой корреспонденции, на которую жалуются издатели. И озвучила весь перечень работ, проводимых в стенах ФГУП на благо этой цели.

Конструктивно и доходчиво свою позицию в отношении сложившейся на рынке подписки ситуации высказал Виктор Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО «Агентства «Роспечать»«: «Мы хотим весь этот горячо любимый социализм перенести в наши отношения, а они уже давно не социалистические. Да, услуга подписки социально направленная. Но в действительности она была бы такой, если бы нам всем - издателям, почте и распространителям - государство давало бы деньги. Вот тогда бы это была на все 100% социальная услуга! Однако этого нет. Сегодня каждый выживает поодиночке». За отведенное строгим регламентом время Кокорев рассказал о том, какое влияние на ситуацию оказывают издатели, и какие обязательства пред подписчиками часто ими не выполняются в результате невыходов или сдваивания номеров. Достойным предложением спикера стало предложение о проработке вопроса рекламы услуги подписки непосредственно в почтовых отделениях, за которую, кстати сказать, на сегодняшний день «Почта России» взимает деньги. Кокорев же предлагает сделать рекламу подписки в отделениях «Почты России» бесплатной.

Вторя теме Игорь Шадрин, генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», выразил полную готовность публиковать на страницах изданий ИД «Коммерсантъ» социальную рекламу «Почты России». «Хоть два раза в неделю по полосе!», - заявил Шадрин.

Сергей Клоков, руководитель рабочей группы АРПП по подписке, в своем выступлении одной из основных задач медиаобщественности обозначил достижение сквозного НДС и снижение подписных цен на издания (по сравнению с розничными).

Позитивом разбавил накалившуюся атмосферу зала Александр Петренко, коммерческий директор ООО «Межрегиональное агентство подписки», который отметил, что несмотря не на что у рынка есть главное - читающая и подписывающаяся аудитория. И эта аудитория готова потреблять контент. Поэтому, прежде всего, участникам рынка стоит задуматься о качестве выпускаемых изданий. «Подписка - это культурный и политический процесс. Она должна поддерживаться государством и общественными организациями», - согласился с некоторыми присутствующими Петренко. А потому выразил абсолютное согласие с Сергеем Цыгановым в отношении необходимости серьезного правительственного решения в ситуации с институтом подписки.

«Без федеральной программы выстроить подход в целом по стране будет крайне сложно. Государство даже при желании поддержать абсолютно всех участников процесса не сможет» - добавил к выступлению Петренко Сергей Клоков.

Массу наболевших вопросов обсудили собравшиеся На поверхность поднялись новые факты. Так, например, вспомнив о «крушении» подписного агентства «АРСМИ», Ольга Князева рассказала, что в свете этих неожиданных событий все издатели, имеющие партнерские отношения с агентством, обзванивались почтой с целью сбора информации и оперативного выбора другого агентства. По словам Князевой четверть издателей решили просто отказаться от подписчиков

По итогам работы круглого стола были приняты рекомендации по развитию института подписки в России. «Необходимы безотлагательные меры в отношении развития института подписки», - резюмировал в завершении заседания Александр Оськин. - «Все слухи о скорой гибели СМИ преувеличены. Газеты и журналы будут долго жить, хотя и будут менять свои форматы. И наша, задача как общественно структуры, принять все возможные меры для сохранения и развития института подписки с целью защиты и интересов конечного потребителя - читателя».

В рамках мероприятия так же состоялась церемония награждения дипломами и медалями АРПП руководителей федеральных и региональных изданий, показавших рекордные результаты в росте подписки на 2011 год.

Источник: Planetasmi.ru