Круглый стол «Подписка сегодня и завтра»

2 марта с.г. Ассоциация распространителей печатной продукции при поддержке Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации провела круглый стол «Институт подписки сегодня и завтра».

В заседании приняли участие: Астафьев К.В., генеральный директор подписного агентства «Урал-Пресс»; Власенко Т.С., руководитель экспертной группы АРПП; Дубинская С.Б, исполнительный директор Альянса региональных СМИ; Клоков С. И., руководитель рабочей группы по подписке АРПП; Князева О. В., руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России»; Кокорев В. И., первый заместитель генерального директора ОАО Агентство «Роспечать»; Кудий Г. Н., заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Малеш А.Е., директор по распространению ООО "Юнайтед Пресс"; Петренко А. Н., заместитель генерального директора по коммерции ООО «Межрегиональное агентство подписки»;  Цыганов С.В, исполнительный директор ИД «Собеседник»; Шадрин И. А., генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», а также представители Государственной Думы РФ, издатели, эксперты рынка, руководители подписных агентств, журналисты.

Вел круглый стол председатель правления АРПП А.В. Оськин. Открывая заседание, Оськин А.В., он призвал всех собравшихся высказаться на тему актуальных проблем института подписки. Подписка в России, по его словам, находится в замороженном состоянии и есть ряд фактов, которые задерживают ее развитие. Необходимо объединить усилия всех игроков рынка с целью выработки решений этой проблемы. Он также отметил, что в результате работы круглого стола, высказанные предложения будут обобщены и представлены в итоговой резолюции.

Слово взял Кудий Г.Н., заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В своем докладе он изложил современные проблемы «Почты России», такие как неуклонный процесс укрупнения и сокращения филиалов Почты России, рост отпускных цен при ухудшении качества услуг, сокращение числа подписчиков, износ производственных мощностей, использование ручного труда и т.д. Тем не менее, Россия была и остается страной почтовой подписки, важно наладить механизм эффективной доставки подписных изданий до читателя. В то же время, по его словам необходима разработка и претворение в жизнь программы «Модернизации «Почты России». Накопившиеся проблемы представляется невозможным решить без скоординированных действий всех участников рынка, заинтересованных в сохранении института подписки в стране: представителей органов власти, издателей, Почты России, подписных агентств.

Далее с докладом выступила руководитель экспертной группы АРПП Т.С. Власенко. Она рассказала присутствующим о зарубежном опыте в области подписки. Доклад вызвал большой интерес участников круглого стола, в этой связи было принято решение опубликовать его на сайте АРПП (перейти к докладу).

Исполнительный директор Альянса региональных СМИ С.Б. Дубинская рассказала о ситуации с подпиской в регионах России. Она подчеркнула, что необходимо всем участникам рынка объединить усилия с целью спасения данного вида распространения прессы и инициатива должна идти «снизу», т.е. от заинтересованных сторон, ждать, что власти обратят внимание на конкретные проблемы отрасли, по ее мнению, не стоит. Она привела примеры неудачной работы «Почты России» по доставке.

Исполнительный директор ИД «Собеседник» С.В. Цыганов отметил, что если ситуация с подпиской в России не изменится, то через 2-3 года этот вид распространения прессы может исчезнуть. Интернет еще долго в России не заменит печатные издания, но если качество услуг останется прежним, то мы рискуем загубить интерес людей к чтению, сказал он. Цыганов отметил наличие серьезных проблем «Почты России» в доставке подписных изданий и призвал медиасообщество к пониманию имеющихся недочетов и помощи «Почте России». Он положительно оценил инициативу АРПП по проведению данного круглого стола, поддержал проект итогового документа.

Руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» О.В. Князева заметила, что субсидии, выделяемые государством «Почте России», не решают вопрос качественных изменений условий доставки, они только временно сдерживают тарифы. Она рассказала о мерах, принимаемых в «Почте России» по совершенствованию работы, в том числе в сфере подписки. Выразила признательность за понимание проблем «Почты России» и стремление помочь ее модернизации.

После представителя «Почты России» слово взял генеральный директор подписного агентства «Урал-Пресс» К.В. Астафьев. Он сообщил, что, по его мнению, доля «Почты России» на рынке подписки неуклонно падает в связи с ухудшением качества предоставляемых услуг. И выделяемые государством многомиллионные субсидии не меняют ситуации. В связи с этим необходимо усилить контроль за расходованием выделяемых государством средств. Кроме того, выступающий рассказал об основных направлениях деятельности альтернативной подписки, имеющихся успехах и перспективах развития этой формы работы на рынке подписки.

Первый заместитель генерального директора ОАО Агентство «Роспечать» В.И. Кокорев отметил, что подписка – услуга социально направленная, однако нельзя забывать, что мы живем не в социалистическом государстве, а ведем свой бизнес в рыночных условиях. Он перечислил типичные ошибки и просчеты в деятельности издателей, приводящие к падению подписных тиражей в стране. А также предложил разработать условия, при которых «Почта России» будет заинтересована продвигать подписные издания. Кроме того, выступающий коснулся проблем развития конкуренции на рынке подписки, развития альтернативы и призвал к изменению 94 Закона РФ в части проведения тендеров на государственные заказы в сфере подписки.

Генеральный директор Агентства продвижения и подписки «МК-подписка» О.А. Верхняцкая рассказала о положительном опыте «МК» в области организации редакционной подписки, коснулась проблем альтернативной подписки. В частности, подчеркнув, что эта форма работы ограничена, т.к охватывает только города-миллионники и обслуживает в основном юридические лица. В то время как в стране основной подписчик  - физические лица и в этой сфере до сих пор не было сделано ничего, что могло бы изменить ситуацию.

Заместитель генерального директора по коммерции ООО «Межрегиональное агентство подписки»  А.Н. Петренко рассказал о положительных моментах в сфере подписки, в частности, на рынке имеются отдельные издания, показывающие значительный рост подписных тиражей. Однако без государственной поддержки на данный момент система подписки развиваться не сможет. Далее Петренко рассказал о формах работы МАП по стимулированию подписки, целенаправленной работе с отдельными категориями населения, в частности, со студентами.

Руководитель рабочей группы по подписке АРПП С.И. Клоков отметил необходимость разработки и реализации федеральной программы «Подписка в каждый дом» как основы для объединения усилий всех заинтересованных сторон. В качестве первого шага необходимо начать с реализации проекта «Подписной сертификат» для детских и молодежных изданий, а также использовать опыт Франции по стимулированию интереса к чтению среди молодежи через предоставление бесплатной подписки на одно общественно-политическое издание в год 18-летия молодого человека. Без государственной поддержки выстроить такую программу невозможно, подчеркнул он.

Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» И.А. Шадрин в качестве решения проблемы  подписки в стране видит объединение издателей и выработку совместных действий по помощи «Почте России». Отмечая рост подписного тиража таких изданий, как «Власть», «Огонек», выпускаемых ИД «Коммерсант», он призвал АРПП собрать генеральных директоров крупных издательских домов с целью выработки программы действий, которую можно будет направить в Правительство РФ, в том числе по проблеме придания рекламе подписки статуса «социальной рекламы» с применением пониженной стаки налогообложения.

Выступивший затем директор по распространению ООО "Юнайтед Пресс" А.Е. Малеш еще раз обратил внимание собравшихся на падение подписных тиражей из-за плохого качества услуг по доставке прессы. Для изданий В2В это является реальной проблемой. Он высказался за то, чтобы поддержка со стороны государства оказывалась также и альтернативным подписным агентствам. Предложил создать страховой фонд по защите интересов подписчика по аналогии с подобными фондами в туристическом бизнесе.

В завершение работы круглого стола состоялась церемония награждения дипломами и медалями АРПП руководителей федеральных и региональных изданий, показавших рекордные результаты в росте подписки на 2011 год. Дипломы и медали «Лидер подписки на рынке печатных СМИ по итогам подписной кампании на первое полугодие 2011 года» были вручены следующим изданиям: «Охота и рыбалка – ХХI век » (Издательский Дом «Московский Комсомолец»), журнал «Русский репортер»  (Медиагруппа «Эксперт»), журнал «Огонек» («Коммерсантъ» ИД), газета «Непоседа» (Издательский  дом «ЮЛИС»), аналитический еженедельник «Коммерсантъ ВЛАСТЬ» («Коммерсантъ» ИД), газета «1000 советов» (Издательский дом «ЮЛИС»), «1-я кулинарная газета» (г. Москва) (ООО «Спиро»), газета «Азбука кулинара: первые и вторые блюда» (г. Москва) (ООО «Спиро»), газета «Азбука кулинара: закуски» (г. Москва) (ООО «Спиро»), газета «Жизнь» (все регионы, кроме Москвы) (ОАО «Ньюс медиа Рус»).

Издатели, не присутствовавшие на мероприятии, могут обратиться по вопросу получения наград в секретариат АРПП.

По итогам работы круглого стола были приняты рекомендации по развитию института подписки в России.

Пресс-служба АРПП