Уважаемые коллеги, здравствуйте. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям достаточно много занималось и занимается проблемами подписки. Мы вносили немало предложений, часть из них была принята, больше, к сожалению, нет. Сегодня передо мной не стоит задача дать какие-то рекомендации на все случаи жизни. Я бы хотел поделиться соображениями по этому поводу и, может быть, акцентировать внимание на двух-трех ключевых задачах, которые стоят перед нами.
Я полностью согласен с коллегой Оськиным (председатель правления АРПП - Media-Day.ru), что ситуация на подписном рынке находится в замороженном состоянии. По формальным статистическим данным наблюдается стабилизация рынка подписки, падение тиражей в год составляет не более 2-3 процентов, иногда они прирастают, иногда падают.
С 2008 года, как вам известно, государство оказывает опеределенную поддержку институту доставки подписных тиражей через Почту России. За это время в общей сложности на эти цели были выделено порядка 8 млрд рублей. Цены подписных изданий хотя растут, но не сильно. Однако критическая масса постепенно накапливается. Иллюзия стабильности зачастую мешает активизации усилий издателей по модернизации рынка подписки, что, на наш взгляд, является самым большим минусом последних лет. Ведь отпускные цены на издания растут, качество услуги не улучшается, а количество потенциальных подписчиков постепенно и неуклонно сокращается. Ситуация такова. Россия тем не менее была и остается преимущественно страной почтовой подписки. Поэтому, мне кажется, что первая задача для всех нас - сделать так, чтобы этот оператор рынка, то есть Почта, был максимально адекватен ситуации и был способен реализовать свою функцию по развитию подписки самым лучшим образом. Пока, к сожалению, этого не происходит.
Потенциал Почты России, производственные мощности здорово изношены. Кто-то говорит про 70%, кто-то про 80, кто-то про 60. Но суть не в этом. Важно то, что при обработке, сортировке, доставке подписных тиражей населению давно преобладает ручной труд. Сохранившаяся инфраструктура локальных перевозок обветшала и не может обеспечить качественную доставку как подписных изданий, так и обычной корреспонденции. Не решена проблема обеспечения сохранности подписных изданий, действующие технологии подписки не меняются многие годы, неудобны для подписчиков, сопряжены со значительными затратами времени при оформлении договоров подписки и юридически несовершенны. Насколько мне известно, в 2009 году была принята программа Почты России под наванием "Модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания". Она предполагает создание автоматизированной системы приема и доставки заказов, разработку и внедрение новых каналов и способов подписки, создание системы мониторинга движения периодических печатных изданий.
Тем не менее хотел бы обратить внимание, что програмные решения остаются благими пожеланиями, хотя что-то делается. Почта Россия переживает масштабную реорганизацию, но по странному стечению обстоятельств приоритеты ее реформ распределены так, что сегодняшняя почтовая структура стала гораздо менее приспособленной к распространению подписной периодики и доставки почтовой корреспонденции, чем это было во все постсоветские времена. Обработка периодической печатной продукции - процесс трудоемкий и затратный, требующий или высокой автоматизации или большого объема челловеческого труда.
В 2010 года автоматизация добавилась. Были введены в строй сортировочные центры, есть другие положительные примеры, но все-таки автоматизация не такая, чтобы компенсировать сокращение на треть человеческих ресурсов в структурных подразделениях Почты России. В настоящее время повсеместно происходит укрупнение почтамптов. В Мурманске, например, из трех почтамптов остался один, в Москве из 8 - 6. И так по всей стране. Идет сокращение многих почтовых отделений. Многие почтовые отделения переводятся в более низкие категории. Что это означает? Это означает, что если почтовое отделение 3-го класса работает 8 часов 5 дней в неделю, то почтовое отделение 5-го класса работает 2-3 дня в неделю по 4 часа. Все это создает условия, которые затрудняют доставку подписных тиражей населению, в срок, вовремя и достаточно качественно.
В 2010 году значительно сократилось и количество сортировочных узлов, обрабатывающих периодику на местах. В том же Мурманском УФПС из 5 сортировочных узлов остался 1, соответственно, нагрузка на него увеличилась, а инфраструктура сохранилась прежняя. Одному богу известно, в какие сроки будет доставляться подписная корреспонденция в этой непростой области с точки зренния географии. То же самое можно сказать о Курганской области и многих других. Наступивший год скорее всего принесет дальнейшее сокращение почтовых структур на местах со всеми вытекающими последствиями.
Мне кажется, это большая пробема, которая создается для всех субъектов подписного рынка страны. Потому что Почту заменить в данном случае нечем. Альтернативная подписка нацелена на узкий сегмент населения и организаций. И она по определению не пойдет туда, куда должна по государственному указу заходить Почта России. Все, что я сказал, - это не упрек Почте России. Она как хозяйствующий субъект имеет право и делает то, что должна делать - сокращает расходы, пытается вывести организацию на самоокупаемость и прибыль. Ведь это делают все - и издатели, и распространители. Те же самые оптимизации структур, сокращение расходов... В данном случае возникает больше вопросов не к Почте России, а к государству. Ведь во всех государствах почта - это государство-образующая структура. У нас об этом в последнее время начинают забывать. Если обратиться к истории - Римская империя строила хорошие дороги, чтобы иметь связь со всеми своими провинциями. Российская империя - почта была на особом положении.
Почта имеет право зарабатывать деньги. Но право государства определить, сколько и как поддерживать Почту Росии в части того, чтобы она выполняла свои государство-образующие функции. Невозможность для населения использовать каналы связи - серьезный минус нашей национальной безопасности. И никакой интернет в данном случае эту вещь не заменит. Интернет носит интернациональный характер. Он, скорее, наоборот, как показывают сегодня страны Магриба, способен дестабилизировать ситуацию.
Если наша почта будет работать нормально, то проблем с подпиской поубавится.
Вторая составляющая проблемы подписки на сегодняшний день - невозможность решить ее без участия заинтересованных сторон. Издателей, государства, распространителей, которые распространяют издания. Необходимо подумать в направлении выхода из ситуации, пока их нет.
Я бы также хотел обратить внимание на то, что мы живем в цифровое время. Цифровые технологии все больше и больше становятся востребованными, в том числе и в части периодической печатной продукции. Главная проблема, которая стоит перед издателями и распространителями, и они сталкиваются с ней все чаще - это проблема монетизации контента, получения доходов от цифровых периодических изданий. Это пока не решающий фактор, все-таки доходы от электронных форм СМИ много меньше, чем от традиционных. Но проблема стоит и она будет становиться все более актуальной и, наверное, в этом плане тоже необходимо продумать работу и определиться с дальнейшими дейстивиями.
Источник: Media-Day.ru