* * *
Представители издательских и распространительских организаций Российской Федерации, принявшие участие в заседании «круглого стола» - «Институт подписки в России: сегодня и завтра», выражают уверенность в том, что подписка на газеты и журналы, являясь важным элементом всей системы распространения периодической печатной продукции, играет значительную роль в осуществлении государственной политики по поддержке средств массовой информации, в обеспечении конституционного права граждан на получение достоверной информации.
Вместе с тем, институт подписки в его нынешнем виде не создает условий для развития и совершенствования данного сектора дистрибуции рынка периодики, не позволяет кардинально повысить потребительскую привлекательность подписки для физических и юридических лиц.
Такой вывод основан на всестороннем анализе нынешней ситуации с учётом следующих аспектов:
- никакие новейшие технические цифровые устройства («девайсы», «гаджеты» и т.п.) не смогут, в среднесрочной перспективе, полностью заменить институт классической подписки на периодику, поэтому требуется выстроить модель взаимной интеграции новых медиа-платформ и существующего формата рынка подписных услуг;
- для сохранения и развития института подписки необходимы существенная трансформация сложившейся практики деятельности участников рынка и ФГУП «Почта России», активное внедрение в производственный процесс рыночных механизмов с последующей возможностью регулирования возникающих при этом как общественных, так и экономических отношений;
- очевидна необходимость выработки новой рекламно-информационной политики в отношении услуги «подписка» и пропаганды чтения в целом;
- реализация задачи такого масштаба невозможна без государственной поддержки;
- позитивный результат может быть достигнут только путем объединения усилий властных структур всех уровней и участников рынка.
В целях сохранения и модернизации института подписки на периодику в Российской Федерации участники заседания «круглого стола» считают необходимым осуществить следующие меры:
- Поддержать предложение АРПП, направленное 19 ноября 2010 года в Комитет по информационной политике ГД, по внесению изменений и дополнений в статью 25 Федерального закона «О средствах массовой информации» в части, касающейся включения подписки на печатную продукцию в перечень значимых форм распространения, перечисленных в базовом законе.
- Продолжить практику выделения из государственного бюджета средств для частичной компенсации убытков ФГУП «Почта России», связанных со сдерживанием указанным предприятием тарифов на услуги по доставке населению подписных тиражей.
- Решить вопрос о дополнительном финансировании почтового оператора с целью снижения подписных тарифов для населения.
- Поддержать, подготовленную ФГУП «Почта России», программу модернизации инфраструктуры подписки на периодические печатные издания в рамках проекта «Развитие федеральной почтовой связи».
- Предпринять шаги по снижению налоговой нагрузки на все операции по дистрибуции прессы по подписке путем распространения льготной ставки НДС в размере 10 процентов.
- Разработать и принять целевую Федеральную программу по поддержке института подписки на газеты и журналы под названием «Подписка в каждый дом». Эта программа может содержать дифференцированные меры поддержки подписки для различных категорий населения, в том числе через проект «Подписной сертификат».
- Ввести отдельный льготный почтовый тариф на пересылку печатной продукции потребителям услуг «адресной» подписки.
- Провести в 2011- 2012 гг., во всех регионах России, при поддержке издателей и «Почты России», рекламную кампанию, пропагандирующую подписку на печатные СМИ, в рамках которой реклама подписки будет объявлена социальной рекламой.
- Стандартизировать формы отношений распространителей прессы и организаций, проводящих тендеры на поставки периодических печатных изданий (выработка предложений по внесению изменений и дополнений в ФЗ№94).
- Законодательно уравнять в правах классическую подписку и электронную подписку на СМИ.
- Активно развивать все формы альтернативной и редакционной подписки, для чего разработать и осуществить комплекс мер по совершенствованию законодательной базы для этой деятельности, обеспечении льгот и господдержки этим формам работы на рынке подписки.
- Поддержать предложение АРПП о разработке проектов "Подписной сертификат" для детских и молодежных изданий и бесплатной подписки на одно федеральное общественно-политическое издание для молодежи, вступающей в совершеннолетие. Рассматривать указанные проекты как часть программы "Подписка в каждый дом".
- Поддержать инициативу о проведении совещания руководителей крупных издательских домов по проблемам развития института подписки и сотрудничестве в этой сфере с государством.
Участники заседания «круглого стола» убеждены в том, что эти меры позволят создать необходимую экономическую основу для превращения института подписки в действительно массовый и доступный для населения канал получения информации.