В список профессий пора вводить новую графу - блогер. Из приятного хобби ведение дневника в интернете превратилось в полноценную работу. "Известия" разбирались в том, как и сколько зарабатывают блогеры.
Много спорят о том, являются ли блоги средством массовой информации. Единого мнения нет. Тем временем авторы онлайн-дневников переняли у традиционных СМИ способы зарабатывания денег.
- Мне часто пишут письма с предложениями разместить рекламу в моем ЖЖ,- рассказывает один из блогеров-тысячников russos (Александр Попов).
Он входит в топ-50 самых популярных блогеров в "Живом Журнале" (ЖЖ), и количество читателей его дневника можно сравнить с аудиторией городской газеты. Сравнимы и цены на рекламу.
- Я называю сумму от 15 тысяч рублей за один рекламный пост. На меньшее не имеет смысла соглашаться. Если это люди, с которыми я давно работаю, то есть варианты. Я знаю, что некоторые получают в месяц 40-50 тысяч, - рассказывает он.
Сейчас на страницах ЖЖ все чаще можно встретить объявления "здесь могла бы быть ваша реклама". Хотя одно время блогеры работали фактически "за еду".
- Нам предлагали попользоваться какой-то вещью и написать о ней, но ничего не платили. Например, провести тест-драйв машины. При этом бензин, мойку ты оплачиваешь из собственного кармана. Первые два-три раза интересно, но потом надоедает. У заказчиков в какой-то момент сложилось впечатление, что блогеры - это такая рекламная площадка. Но подготовка репортажей и написание постов стали требовать все больше времени и финансов, поэтому я считаю вполне справедливым, если часть этих затрат будет компенсироваться рекламой в блоге, - рассуждает Попов.
"Журнал из хобби превратился в работу" - так говорят почти все блогеры, решившие заработать на своем дневнике.
- Чтобы блог был интересным читателю и заказчикам, этим нужно заниматься, искать материалы. Например, у меня был пост про первую очередь метро с фотографиями станций и тоннелей, кроме того, что это надо отснять (а на каждую станцию уходит ночь), нужно обработать фотографии, прочитать большой объем документации и литературы по теме, а уж потом только писать свой текст, -рассказывает Попов.
Впрочем, не всех читателей устраивают такие объяснения. Недавно Сергей Доля (третье место в ЖЖ) написал, что готов к рекламному сотрудничеству. В ответ получил волну негативных комментариев от читателей. Часть его "френдов" отписалась от блога.
- Главное, чтобы реклама появлялась нечасто, в меру. Когда журнал превращается в стопроцентную рекламную площадку, то там нечего читать. Для многих реклама все-таки не самоцель, а бонус для непредвиденных расходов, - утверждает Попов.
Хотя для некоторых блог - это уже работа на полный день. И основной источник дохода. Например, для самого популярного автора ЖЖ Рустема Адагамова (drugoi).
- Мне не нужно много рекламы, но она должна быть интересна моим читателям. Я хочу делать рекламу в форме репортажей, устроенных точно так же, как редакционные авторские материалы, которые до сих пор я делал просто потому, что мне было это интересно. Но рекламные посты будут в обязательном порядке обозначаться специальной пометкой, - пишет Адагамов.
Украинский блогер Игорь Бигдан (ibigdan) также утверждает, что живет только на доходы от ведения дневника. Из 30 записей в день 1-2 - рекламные.
- Стоимость рекламного поста от 100 до 400 долларов в зависимости от темы, объема и сложности задания, - говорит Бигдан.
А в марте 2010 года он подписал соглашение о сотрудничестве с московским рекламным агентством Daily Profit.
Дружеские советы
Зачем это нужно рекламщикам? Самый желанный для маркетологов контингент - молодые люди от 30 лет - для рекламы труднодоступны. Телевизор они почти не смотрят, бумажные газеты не читают. "Поймать" их можно только в интернете. К тому же от обычной рекламы люди устали и не верят ей. Вот и ищут продавцы нетрадиционные пути. Например, в не так давно вышедшем фильме "Семейка Джонсов" группа менеджеров по продажам приезжала в небольшие американские городки под видом счастливой семьи. После того как красавица мама в исполнении Деми Мур выходила на пробежку в плюшевом костюме, местные матрены раскупали такие костюмы за день. Новоиспеченные друзья "папы" скупали клюшки для гольфа определенной фирмы после рекламной игры в гольф. Все мальчики в школе хотели такую же приставку, как у сына, все девочки - духи, как у дочки. Дружеские советы действуют намного эффективнее, чем навязчивая реклама.
Примерно по такой же схеме действует реклама в ЖЖ, объясняют эксперты.
- Блогер - это своеобразный лидер для своих читателей. Кроме того, прелесть блогов в том, что там идет живое обсуждение, - говорит менеджер московского пиар-агентства, предлагающего блогерам протестировать товары клиентов, Маргарита Хорошилова.
Поэтому скрытая реклама SMO (реклама в социальных медиа) и WOM-маркетинг (рекомендации товара на форумах, в комментариях блога и т.д.) стали стандартными предложениями рекламных агентств. В интернете стали появляться специальные сервисы, которые предлагают размещать рекламу в ЖЖ. Успех обещают рекламным компаниям с бюджетом от 15 тысяч рублей.
Труд вне закона
Фактически то, что делают блогеры, - нелегально. Пользовательское соглашение использовать аккаунт для размещения рекламы запрещает. Но ради ставших уже знаменитыми интернет-деятелей администрация LiveJournal идет на уступки.
- В рамках эксперимента компания SUP (владелец русскоязычного сегмента LiveJournal. - "Известия") предоставляет блогерам такую возможность. В апреле 2009 года мы стали выдавать разрешения на размещение рекламы. Для этого необходимо заполнить заявку, - комментирует руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова.
Первым такую рекламную индульгенцию получил юзер tema (создатель дизайн-студии Артемий Лебедев).
Сами блогеры признают, что их "профессия" не вечна.
- Как это будет в дальнейшем? Мне кажется, пиар-агентства поумерят свой пыл. Ажиотаж спадет. Сейчас не очень понятен конечный потребитель рекламы. Просто тупо давать рекламу, как в газету, - это не сработает. Кто-то считает, что это совершенно бессмысленно, потому что, например, тест-драйв можно заказать в автожурнал. Останется реклама, которая будет более продумана, - говорит Попов.
Соглашаются и эксперты.
- Скрытая реклама уже уходит из ЖЖ. Компании предпочитают использовать Facebook, "ВКонтакте" и Twitter. Люди не воспринимают уже длинные тексты, принятые в ЖЖ. Наступает время one byte story - текстов объемом 140 знаков (как в Twitter), - говорит управляющий директор Jet-Co media Алексей Плешанов.
Почем реклама в блоге
tema (создатель дизайн-студии Артемий Лебедев - 2-е место в топе ЖЖ): 6000 долларов за пост
sergeydolya (фотограф и путешественник Сергей Доля - 3-е место в топе ЖЖ): 100 000 рублей за пост
zyalt (фотограф Илья Варламов, десятый по популярности блогер в ЖЖ): 50 000 рублей за пост
ibigdan (украинский блогер Игорь Бигдан - 31-е место в топе ЖЖ): 100-400 долларов за рекламную запись
Александра Пономарева
Источник: Известия