Тираж газет и журналов быстро падает, а на фоне развития интернет-СМИ число зрителей сетевого телевидения уменьшается, к тому же они становятся старше. Все это вместе с ростом спроса на быстрый обмен информацией привело к распространению портативных компьютеров.

Amazon со своей электронной книгой и Apple со своими мобильными интернет-устройствами утверждали, что их устройства заменят такие традиционные форматы СМИ, как, например, книги и журналы. Кажется, издательства, которые пытаются выбраться из сложившейся ситуации, осторожно лезут в вагон, где уже разместился целый оркестр цифровых СМИ.

Используя для описания Kindle и iPad такие слова, как «революционный», многие имеют в виду перспективы, которые эти устройства могут вдохнуть в книжную индустрию. Ей, кстати, это крайне необходимо. И все-таки ставит ли наступающее цифровое издательство крест на тех книгах, которые известны нам со времен, когда Гуттенберг оставил без работы переписчиков?
Когда Аллен Лейн заполнил рынок дешевыми книгами в мягкой обложке, многие думали, что дни твердой обложки сочтены. Но прошло уже 70 лет, и они до сих пор украшают книжные полки по всему миру. На классических книгах в твердых и мягких обложках, скорее всего, изменения не отразятся, ведь прочитать Достоевского так же важно, как показать интерес к Достоевскому, уделив главную полку роману «Идиот». Благодаря удобству электронного формата новинки будут набирать популярность среди читателей.

Трудности все же остаются, ведь в погоне за рыночной долей ритейлеры электронных книг заключают эксклюзивные соглашения с авторами и издательствами. В июле 2010 года Amazon подписала краткосрочное эксклюзивное соглашение с The Wylie Agency о распространении электронных книг, которое истекло в августе того же года. Соглашение касалось только 20 классических произведений. Но если бы эта тенденция получила широкое распространение и вылилась в возникновение рыночной ниши, то это серьезно повлияло бы на краткосрочные и среднесрочные перспективы рынка электронных книг.

Если ассортимент доступного контента будет ограниченным, потребители будут неохотно тратить деньги на устройства для чтения электронных книг. А тем, кто все-таки будет тратить, еще придется заполнять книгами в твердой обложке пробелы, вызванные битвой форматов среди производителей. Таким образом, маловероятно, что в ближайшие пять лет Apple, Amazon, Sony или любой другой производитель превратит бумагу в архаизм для пуристов литературного мира.
Изобретение интернета и последовавшая за ним информационная революция изменили способ подачи новостей и другой информации. Проблема в том, что темпы инноваций в технологии слишком сильно опередили темпы развития контента. Чтобы выжить, печатным СМИ надо подстроиться под мобильные устройства. Доступность печатных изданий в устройствах для чтения электронных книг и портативные компьютеры с телевидением через интернет дают СМИ возможность возродить журналистику, сделав ее более доступной и жизнеспособной в финансовом плане. Ключевым звеном в этой головоломке остается контент. Это значит, что журналистика, занимающаяся расследованиями, должна выйти на первый план и взимать плату за подписку. И в эпоху бесплатной и неограниченной информации она вполне оправданна.

Ожидая, что к 2014 году продажи ноутбуков и платформ для электронных книг в США вырастут до 44 млн и 24 млн соответственно, тираж газет и журналов в их традиционных форматах упадет. Однако ниша потребителей и читателей более старшего возраста, которые будут хранить верность бумаге, скорее всего, останется.

Источник: Коммерсантъ