«Утренняя газета к утреннему кофе» - таким был слоган «Рабочего края» еще несколько лет назад. Сегодня установки уже иные, и дополнением к завтраку для многих становятся не бумажные страницы, а электронные - читатели все больше времени проводят в Интернете. Скрытая угроза?
Пророчества о скорой гибели печатных средств массовой информации звучат уже с десяток лет. Дескать, скоро шорох газетных и журнальных страниц вытеснят новые медиа, Интернет, мобильные устройства, социальные сети... Однако время идет, а газеты, хоть и меньшим тиражом, но продолжают выходить, несмотря на трудности с размещением рекламы и распространением.
Действительно, отрицать популярность новых технологий сегодня не приходится. Однако их влияние на традиционные СМИ весьма неоднородно. Маркетинговые исследования показывают, что многие лидирующие печатные издания продолжают расти и приносить прибыль, добавив к цифрам своих тиражей еще и онлайн-аудиторию. Секрет их успеха аналитики и профес-сионалы видят в способности создать правильное, весомое и нужное предложение для своего читателя. Если издание предлагает качественный и исключительный продукт (под которым здесь разумеется информация), становится неважным, сколько лет оно существует - пять или сто пять, и на каком носителе выходит.
Поэтому теперь разговоры о будущем печатных СМИ утратили похоронный характер, а к Интернету грамотные газетчики относятся не как к скрытой угрозе, а как к новой возможности. Все больше и больше газет приходят к выводу, что традиционный формат уже не удовлетворяет потребности читателя в информации, и создают в Интернете собственные порталы (есть он и у нас, заходите на www.rk37.ru). Причем сайт - это вовсе не электронная копия газеты (такой вариант, напротив, только поспособствует гибели издания). Согласитесь, одно дело - коротенькая новость и пара фотографий в газете и совсем другое - развернутый фоторепортаж или даже видео на сайте. Но вот серьезные комментарии и аналитика на сайте воспримутся трудно, их лучше дать в газете. В идеале бумажная и онлайн-версии взаимодействуют, дополняют друг друга, имеют взаимные ссылки и анонсирование материалов.
Медленно, но верно «У машины нет души, а лошади лучше!» - так аргументируют свою позицию приверженцы традиционных СМИ. Они считают, что потерю возможности «потрогать информацию руками» не компенсируют ни фантастическая оперативность, ни эффектность медийных продуктов. Многие считают информацию, опубликованную в газете, более достоверной, чем размещенную в Интернете. Более того, если раньше газета (и даже шире: любое традиционное СМИ - радио, телевидение) служило своего рода посредником между людьми и информацией, то с развитием технологий человечество получило возможность получать информацию, обмениваясь новостями между собой. Так сказать, из первых рук.
С одной стороны, это существенный плюс - быстро и без цензуры. Однако недавние трагические события в Домодедове показали, что, помимо достоверных и нужных свидетельств, в Сеть выкладывалось множество проходных и откровенно мусорных сведений, часто искажающих действительную картину. Есть пример и ближе - учения МЧС в торговом центре «Реал», когда оснащенное мобильной связью сарафанное радио за считаные минуты распространило весть об «обрушении» крыши и тринадцати «погибших», к концу дня увеличив их число до сорока.
Обсуждение той или иной новости на форумах и в комментариях - вообще тема отдельная. И часто - отдельная даже от самой первоначальной новости, настолько далеко уклоняются от курса собеседники. Как правило, в финале дискуссии они забывают, о чем вообще шла речь, и, поскольку сказать больше нечего, переходят на личности.
Таким образом, у традиционных СМИ появляется новая роль - модератора, говоря современным интернет-языком. Своего рода фильтра, который отбирал бы действительно важные и достоверные сведения и контролировал градус их обсуждения.
Дружище читатель Во многом необходимость перехода на новый формат диктует сам читатель. Информация перестала быть для него ценностью, добычей, которую нужно искать. Теперь она буквально нападает на него со всех сторон, читателю уже мало ежедневной порции, выдаваемой бумажной газетой. Ему нужен поток, дать который в силах только электронное СМИ.
Кроме того, современный тип чтения можно назвать просмотровым. Читать тексты от начала до конца сегодня способны немногие, особенно если речь идет о молодом поколении, выросшем в Сети. Дочитывать тексты на сайтах совсем необязательно - можно прямо посреди предложения уйти по ссылке на другой портал, и дальше, дальше... Таким читателям газеты и журналы не подходят. Конечно, немало остается и таких людей, для которых чтение в первую очередь облагораживающее занятие. Однако неуклонно развивается другая разновидность чтения, больше похожая на вредную привычку, на поглощение времени. Человек, поддавшийся ей, тоже предпочтет Интернет, где авторов - не счесть и текстов - не измерить. Когда же успеть все прочесть или хотя бы просмотреть? Вот и получается, что читают-то люди много, но «длина прочтения» становится все короче и короче... Неторопливое чтение для души сдает свои позиции, и в конечном итоге это сказывается и на печатных СМИ.
Немного о душе Правильнее все-таки говорить не о гибели газет как средства массовой информации, а о развитии, о переходе их на новый носитель. Сам процесс выпуска газеты на бумаге по сравнению с производством электронного издания выглядит достаточно громоздким и затратным. Однако если редакциям удастся понять потребности своей потенциальной аудитории и создать качественный продукт, говорить о закрытии газет не придется. Причем неплохие перспективы есть не только у столичных, но даже и у региональных изданий (тут, правда, есть еще и экономический аспект, но это другая история).
В любом случае, даже при полном переходе на новый формат, что кажется довольно сомнительным, душа печатных СМИ - социальный институт журналистики никуда не денется. Конечно, это потребует изменения и технологии редакционной работы, и самой психологии журналиста. Но сокрушаться по поводу утраты бумажных газет вряд ли стоит - в конце концов это развитие, а смысл жизни, в общем-то, именно в нем и заключается.
Источник: Рабочий край (Иваново)
Возьмем ли мы в будущее бумажные газеты?