С января в Агентстве журналистских расследований (журнал «Город 812», газеты «Ваш тайный советник» и «МК в Питере», интернет-газета «Фонтанка.ру») идут налоговые проверки. Третий месяц инспекция досконально изучает финансовую деятельность медиагруппы.
Результаты ошеломляют: недоплачены в бюджет 2 рубля 37 копеек, есть задолженность в 0,75 копейки при переплате в бюджет, инвентаризация установила факт исчезновения редакционной «мыльницы».
«Если вас останавливает сотрудник ГАИ и начинает проверять содержимое аптечки, вы наверняка поймете, что это не случайно», - оценивает ситуацию главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков.
Руководство АЖУРа убеждено, что у проверки есть высокопоставленный инициатор, недовольный определенной публикацией. Холдинг надеется «доказать публицистически» имя заказчика.
В середине декабря генерального директора медиахолдинга Андрея Константинова пригласили в Межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по Петербургу по вопросу погашения задолженности по налогу на доходы физлиц. 16 декабря в ведомстве сообщили, что таковой у компании нет, однако спустя месяц налоговики появились в АЖУРе и предъявили решение о проведении выездных проверок по уплате налогов и сборов за 2008-2009 годы.
Дневник наезда
По словам Андрея Константинова, издание намерено подробно информировать читателей и общественность о ходе проверки. «Мы решили делать все гласно, - резюмировал он. - Нам скрывать нечего, мы не боимся».
На «Фонтанке» появился раздел «Наезд», посвященный ситуации. Журналисты ведут хронику - редакционный дневник, фиксирующий любопытные подробности налоговых изысканий.
- Проведение инвентаризации в частной компании, которая работает по упрощенной системе налогообложения, это нонсенс, - отмечает Александр Горшков.
Тем не менее инспекторы исследовали всю редакционную технику. По свидетельству сотрудников, задавали вопросы из серии «Почему лежащий на столе диктофон не стоит у вас на учете?». Выявлена пропажа фотоаппарата-мыльницы фирмы Canon, купленного в августе 2006 года.
За три месяца налоговики проделали «колоссальную» работу, сообщает руководство медиагруппы. В поисках неоплаченной рекламы перечитывали старые подшивки газет. Изучали до мелочей подробности судебных разбирательств, в которых участвовал холдинг, что, казалось бы, не имеет к налогам никакого отношения, затребовали информацию о том, где находится сервер интернет-СМИ, входящих в холдинг. Последнее, по понятным причинам, вызывает беспокойство АЖУРа.
«Со временем мы будем готовы сказать гораздо больше» - За 15 лет, которые существует АЖУР, было всякое. В 2004 году был убит наш сотрудник Максим Максимов, на нас давили криминальные круги, пытались давить правоохранительные органы, - прокомментировал ситуацию Александр Горшков. - Но мы не предполагали, что на публикацию может последовать такая реакция.
Пока в АЖУРе не готовы назвать имя высокопоставленного инициатора проверки.
- Мы предполагаем, что проблема не будет исчерпана в ближайшее время. Скоро мы будем готовы сказать больше, чем сейчас, - пообещал Горшков.
Заместитель директора АЖУР Евгений Вышенков назвал возможные сроки - через месяц-полтора холдинг сможет «доказать публицистически» имя заказчика. «Подавляющее количество ребят, которые нам звонят, мидл-класс правоохранителей, говорят, что указание идет от главы налоговой службы Михаила Мишустина», - заявил он в эфире «Эха Москвы в Петербурге». При этом журналист уточнил - руководство холдинга понимает, что сам глава федеральной налоговой службы не читает бережно «МК Питер», «Тайный советник», не изучает «Фонтанку». По словам Вышенкова, ни одно из изданий холдинга не задевало интересов Мишустина, поэтому напрашивается вывод о том, что устроить проверку главу ФНС «попросил тот, кто выше него».
По словам Андрея Константинова, несмотря на свою продолжительность, налоговая проверка не нанесла холдингу значительного ущерба.
- Если говорить о репутации, - отметил он, - то можно сказать спасибо инициаторам проверки. Своими умелыми действиями они улучшают нам репутацию в глазах людей, мнение которых для нас важно. Что касается экономического ущерба, пока проверка создает лишь неудобства.
В АЖУРе не понимают, какую цель преследует инициатор проверки.
- Конечно, может быть, это оригинальный способ заставить СМИ в очередной раз заговорить о коррупции, - иронизирует Андрей Константинов. - О том, что настоящая коррупция в нашем государстве - это когда государственные институты используются в личных целях, а силовые - для травли и сведения личных счетов. Быть может, инициаторам проверки хочется, чтобы в СМИ наконец состоялся этот серьезный разговор.
После публикации 4 февраля материала о перспективах пребывания Валентины Матвиенко на посту губернатора буквально за неделю в «Мой район» пришла налоговая, журналистов стали вызывать в ОБЭП, а от распространения газеты начали отказываться торговые центры.
Сначала от издания отказалась компания «О'кей», прервав годичный контракт, затем - универсамы «Северный» и «Сезон», убрав из торговых центров стойки с газетой. Сотрудники «Северного» подтвердили, что это было сделано по указанию районной администрации.
Одновременно с этим сотрудников редакции пригласили в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, где прямо спрашивали, является ли заказным материал с оценкой деятельности губернатора.
Ответ пресс-службы гласит ГУВД: «Проверки в газете «Мой район» проводились в преддверии муниципальных выборов 13 марта. Подобная профилактическая работа со СМИ будет продолжаться и впредь, в связи с выборными кампаниями 2011-2012 годов».
Если проверка ОБЭП была приурочена к мартовским выборам, то с чем связана внеплановая налоговая проверка, остается только догадываться. «Мы являемся добросовестными налогоплательщиками, соблюдающими все требования законов. Поэтому сотрудники налоговой сразу пояснили, что им приказали проверить нашу компанию, - сообщает руководство издания «Мой район».
В комментарии «Новой газете» и. о. главного редактора газеты «Мой район» Ольга Гнездилова отметила, что проверка в отношении издания продолжается.
- Я бы не связывал эти случаи», - прокомментировал Александр Горшков. - Но тенденция есть. Силовые и надзорные структуры используются в качестве инструмента для оказания воздействия на СМИ.
Источник: Новая газета (Санкт-Петербург)
Почему трясет питерскую прессу.