Экспертное исследование "Новые медиа: вызовы и перспективы", проведенное агентством по подбору персонала "Агентство Контакт" и агентством креативных коммуникаций "Сальвадор Д", было презентовано во вторник на пресс-конференции в РИА Новости, которое выступает информационным партнером исследования.
Для проведения исследования были выбраны представители прежде всего новостных, деловых и общественно-политических печатных и интернет-СМИ. Исследование, в котором приняли участие 30 экспертов, проводилось методом глубинных интервью. В качестве экспертов выступили, в частности, генеральный директор ИД "Аргументы и Факты" Ирина Митрофанова, вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Василий Гатов, HR-директор Independent Sanoma Magazine Елена Виноградова, исполнительный директор "Объединенных медиа" Олег Генин.
"Мы сейчас имеем дело с чисто переходным периодом, когда в достаточных размерах, достаточных объемах присутствуют все имевшиеся и которые будут модели медиа", - сказал Гатов.
По его словам, традиционные медиа являются "редакционными моделями медиа", они обслуживают около 4,5 миллиарда человек.
"В России редакционные медиа обслуживают все взрослое население. Нередакционные медиа - это медиаканалы, которые созданы любым иным способом - персональным, нередакционным коллективом, вирусным редактором, агрегаторы - это вещи, которые охватывают в лучшем случае 10-12%", - добавил Гатов.
Он подчеркнул, что эти новые медиа растут, у них появляются собственные финансовые возможности.
"Думаю, переходные периоды в таких не очень крупных, но значимых отраслях длятся лет 15. Мы вступили в этот переходный период (от одной модели к другой) примерно в 2005 году, может, чуть позже, значит, еще лет 10. Потом все устаканится", - предположил он.
По словам представителя компании "Сальвадор Д", руководителя проектов Алексея Рыжова, согласно прогнозам экспертов, эволюция форм новых медиа в интернете и быстрый рост наиболее успешных проектов создадут сильное конкурентное давление на традиционные СМИ.
"Доминировать на рынке будут интернет-СМИ и мультиплатформенные СМИ. Медийные группы, которые представлены и в периодической печати, и в качестве интернет-СМИ, и в социальных сетях, на кабельном ТВ, получат преимущество благодаря охвату разных аудиторий и возможности использовать различные типы получения прибыли", - сказал он.
Кроме того, успешными будут СМИ, которые мигрируют в интернет "под защитой" какого-либо известного крупного бренда.
Согласно исследованию, благоприятные перспективы у ежемесячных журналов, поскольку они ориентированы на совершенно иной тип потребления, чем тот, который свойственен интернет-СМИ. Устойчивые позиции сохранятся и у нишевых медийных групп, которые ориентированы на узкую профессиональную аудиторию и специализируются на экспертном контенте.
"Перспективы ежедневных газет, которые испытывают трудности с системой дистрибуции, оцениваются умеренно оптимистично. Однако встречаются и крайне пессимистические оценки - газеты "умрут", поскольку не смогут предложить контент, уникальный по сравнению с интернет-СМИ, а по оперативности проигрывают", - отметил Рыжов.
Пессимистично выглядят прогнозы для еженедельных журналов: с одной стороны, они не могут предложить такой оперативности, как у газет, с другой - такого же качества контента и полиграфии, как ежемесячные издания.
Небольшие медийные интернет-проекты, которые создаются командой энтузиастов под интересную идею, будут вынуждены выдерживать нарастающую конкуренцию со стороны крупных холдингов, которые будут искать новые формы присутствия в интернете. Большинство экспертов считают, что оценка уровня конкуренции со стороны социальных сетей, как правило, сильно завышена.
"Необходима координация СМИ с социальными сетями. Соцсети - хороший инструмент для сбора обратной связи, экспертиз и информационных поводов, который сегодня используется не на полную мощность", - отмечается в исследовании.
Среди наиболее перспективных форм координации СМИ и соцсетей - активное использование участников социальных сетей как поставщиков первичной информации, новостных поводов для СМИ. А также использование социальных медиа для сбора экспертных мнений.
Специалисты в области HR отмечают, что существующий дефицит кадров в медиаотрасли пока недооценен, он будет нарастать.
Так, по данным исследования, дефицит заметен в трех зонах: топ-менеджеры, способные формировать эффективную бизнес-модель в ситуации растущей конкуренции в зоне digital; маркетологи и продавцы для цифровых СМИ; узкие специалисты, вообще не представленные на рынке: сценаристы игровых стратегий, маркетологи социальных сетей, дизайнеры интерактивных элементов.
"Мы осознаем, что у нас недооценен дефицит кадров, и я абсолютно согласна с исследованием, думаю, что 2-3 ключевые категории онлайновых сотрудников будут находиться в дефиците еще как минимум ближайшие 3-5 лет", - сказала HR-директор Independent Sanoma Magazine Елена Виноградова.
По ее словам, портрет востребованного специалиста, который сможет соединить оффлайн и интернет, таков: это мобильный молодой человек, имеющий широкий кругозор и сильную внутреннюю мотивацию, который будет стремиться к быстрому переходу из компании в компанию - либо в поисках более сложных и интересных задач, либо в поисках более значимых брендов.
По мнению Гатова, "компетенции, которые начинает требовать новая среда, действительно крайне редки", универсальные кадры "практически нигде не готовятся".
"В традиционных отраслях медиа можно легко дробить весь процесс создания, распространения, маркетинга продукта. В цифровой же среде автор должен быть сам себе редактор, маркетолог, дистрибутор, рекламист, и если он не будет этого уметь, то его работа будет хуже и менее эффективна", - подчеркнул он.
По словам Гатова, Российское агентство международной информации РИА Новости "много делает для того, чтобы воспитывать этих универсальных солдат (журналистов), которые умеют создавать любой контент".
Эксперт считает, что журналистов надо воспитывать так, "чтобы они не только умели создавать информационный продукт, но и знали, что с ним делать".
"Если человек понимает, что с ним дальше делать, он понимает, как его создавать, он сразу планирует у себя в голове несколько конвейеров. Это абсолютно новая компетенция, которая не присуща современным журналистам и редакторам", - сказал он.
Руководитель Школы эффективного текста, колумнист проекта Slon.ru Андрей Мирошниченко, говоря о будущем медиаотрасли, отметил, что в настоящее время происходит "важная вещь, которая вызовет серьезную интеллектуальную и психологическую ломку - это отказ от текстоцентризма".
"Благодаря Гуттенбергу текст стал наиболее массовым носителем информации. Сейчас это уходит; нам придется думать о новых форматах, скорее всего синтетических, подачи информации", - предположил он. "Человек, который хочет что-то сообщить, должен быть аттракционен, мигать огоньками. Нас ждет переход даже редакционных способов обработки информации к инфографике. Будут задействованы все пять чувств", - сказал эксперт.
Мирошниченко отметил, что переход к трехмерному пространству восприятия уже начинается. "Освоение в интернете этих мультимедийных возможностей должно появиться в этом году или следующем", - добавил он.
Будет распространена такая форма подачи информации, как видеошоп, позволяющий "нарезать сюжеты, давать закадровый голос из простого любительского видео". Одним из следствий перехода к новым формам станет "сокращение длины чтения".
"Человечество читает все короче и короче, а нами это воспринимается как поражение мозга, как вред, наносимый истории и культуре. Скорее всего, так оно и есть", - сказал эксперт.
В свою очередь Гатов отметил, что приблизительно через 36 лет исчезнут люди, читающие печатные СМИ. "Каждые 78 секунд умирает один читатель печатных СМИ и рождается один нечитатель", - сказал он.
Источник: РИА Новости