ФАС и Минкомсвязи разошлись во взглядах на будущее рынка почтовой связи. Антимонопольное ведомство предлагает включить в законопроект нормы развития конкуренции, а в министерстве считают, что это приведет к росту тарифов.

Обсуждение законопроекта "О почтовой связи" на экспертном совете при комитете Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи показало, что профильные ведомства далеки от согласованной позиции по этому документу.

Ряд ключевых положений проекта не устраивает Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая считает, что они вредят конкуренции и ущемляют права негосударственных операторов почтовой связи.

Зампредседателя комитета Владимир Горбачев в ходе заседания совета выразил надежду на то, что законопроект будет внесен в Госдуму в мае. Тогда документ может быть принят в первом чтении в июне, перед уходом депутатов на летние каникулы. В противном случае Госдума не успеет рассмотреть законопроект в трех чтениях в этом году, и его принятие может затянуться на неопределенный срок из-за предстоящих в конце года думских выборов, сказал В.Горбачев.

"Боюсь, что он в мае не поступит из-за разногласий между ведомствами", - ответил ему замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер. "Будем дискутировать с ФАС в правительстве", - добавил он.

Позиция ФАС

Действующий закон "О почтовой связи" был принят в 1999 году и уже не обеспечивает правовое регулирование целого ряда отношений, сложившихся в отрасли за последнее десятилетие, отмечается в материалах ФГУП "Почта России".

Новый закон - необходим, он улучшит нынешнюю ситуацию в отрасли, отметил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. Сейчас государству предстоит сделать выбор: пойдет ли развитие почтовой связи по пути конкуренции и увеличения количества игроков, либо по пути усиления монопольного положения "Почты России", сказал Д.Рутенберг, отметив, что его ведомство считает первый путь "более приемлемым".

ФАС предлагает включить в законопроект нормы развития конкуренции - в том числе на рынке универсального обслуживания. В нынешнем виде документ предусматривает, что организации федеральной почтовой связи, то есть, по факту, "Почта России", будут получать от государства компенсацию за оказание универсальной услуги - пересылку простых, заказных писем и почтовых карточек. Размер компенсации определяется как разница между экономически обоснованными затратами на оказание универсальной услуги и доходами от нее.

По мнению ФАС, возможность оказания универсальной услуги должны получить и другие операторы, отвечающие требованиям, определенным правительством РФ.

Кроме того, ФАС считает необходимым включить в законопроект нормы о предоставлении недискриминационного доступа к почтовой инфраструктуре. В настоящее время альтернативные операторы, осуществляющие часть операций (прием, обработка, сортировка почтовых отправлений) и использующие далее сеть "Почты России", платят ей по тарифам, установленным за исполнение всей технологической цепочки. Недискриминационный доступ предусматривает, что другие операторы смогут присоединяться в инфраструктуре "Почты" в нужных им точках и оплачивать ее услуги на "прозрачных и справедливых" условиях.

Кроме того, антимонопольное ведомство опасается монополизации рынка международного почтового обмена. Законопроект предусматривает, что оказывать такие услуги смогут только "назначенные операторы".

Наконец, в связи с тем, что законопроект дает "Почте России" возможность оказывать финансовые услуги без получения банковских лицензий, конкуренция на этом рынке пострадает, считает Д.Рутенберг. При этом клиенты "Почты" не будут в полной мере защищены нормами банковского законодательства - они не получат гарантий, предусмотренных системой страхования вкладов, а "Почта" не будет обязана раскрывать полную информацию о стоимости кредитов и займов.

"Почта России" - предприятие, наделенное правом распоряжаться имуществом государства. И ее услуги с использованием госимущества не всегда предоставляются на равных условиях", - отметил Д.Рутенберг.

"Предоставление предприятию, которое работает не очень эффективно, каких-либо новых преференций, закрытие ряда сегментов для иных участников рынка - нецелесообразно", - заключил он.

Мнение Почты

Позиция самой "Почты России" по законопроекту оказалось на полюсе, противоположном мнению антимонопольщиков. Выступивший после представителя ФАС заместитель гендиректора "Почты России" Александр Орешкин, в частности, отметил, что у механизма компенсации универсальных услуг есть недостаток - в него не заложена компенсация прибыли предприятия, неполученной в результате оказания услуг по регулируемым государством тарифам.

Раскритиковал А.Орешкин и порядок оказания услуг международной связи назначенными операторами. Такой статус может получить любой почтовый оператор, и в России появится несколько негосударственных операторов международной почтовой связи, отметил он. Однако надежно обеспечить исполнению международных обязательств РФ в сфере почтовой связи сможет только "Почта России", уверен А.Орешкин. Поэтому он считает необходимым внести в законопроект положение о том, что назначенным оператором может быть только федеральная организация почтовой связи.

Также замглавы "Почты России" высказался против предусмотренного законопроектом отказа от введения так называемого "защищенного сегмента". По мнению А.Орешкина, "защищенный сегмент" нужен, чтобы избавить "Почту России" от конкуренции в сфере универсальных услуг. Этот механизм предусматривает, что альтернативные операторы при оказании универсальных услуг обязаны устанавливать на них тарифы выше регулируемых государством расценок федерального оператора. При этом сама "Почта" хотела бы получить возможность оказывать не только регулируемые универсальные услуги, но и аналогичные услуги по свободным ценам.

"Разумный компромисс"

Минкомсвязи не разделяет радикализм "Почты России", но и с позицией ФАС несогласно. По словам Н.Мардера, конкуренция в сфере оказания универсальных услуг привела бы к повышению, а не к снижению тарифов. Исключительное положение "Почты России" в этой сфере - вынужденное, это "монополизм на убытках", отметил он. "В нашей стране универсальная услуга всегда будет либо убыточной, либо недоступной большинству граждан по цене", отметил он. Государство должно гарантировать доступность универсальной услуги почтовой связи всем гражданам по одинаковой цене, поэтому оно будет компенсировать убытки "Почты", пояснил замглавы Минкомсвязи.

Доступ к инфраструктуре почтовой связи, помимо инфраструктуры для оказания универсальных услуг, будет равным, отметил Н.Мардер. Возможность соединения сетей почтовой связи в законопроекте прописана, подчеркнул он. "Должны быть механизмы технологического присоединения сетей в определенных точках. В основном это будут автоматические сортировочные центры, но, наверное, возможны и другие схемы", - сказал Н.Мардер.

Монополизма на рынке международного почтового обмена не будет, любой оператор сможет получить статус назначенного, пообещал Н.Мардер. Операторы, осуществляющие международную доставку, должны быть под контролем регуляторов, убежден он. Это соответствует и требованиям Всемирного почтового союза, подчеркнул Н.Мардер.

Введение института назначенных операторов также позволит обеспечить защиту прав потребителей, полагает замминистра. "У нашего любимого антимонопольного ведомства есть еще вторая сфера - защита прав потребителей. Они (ФАС) про конкуренцию часто говорят, а как обеспечить защиту прав потребителей, если услуги не лицензируются и не контролируются?", - недоумевает он. Кроме того, это вопрос обеспечения безопасности, ведь даже по внутрироссийской сети "поступают отправления с оружием, бомбами и наркотиками", - заявил Н.Мардер.

Комментируя вопрос о финансовых услугах, чиновник признал: "Авторы законопроекта думали о том, как помочь "Почте" через финансовые услуги". При этом Н.Мардер отметил, что оказание финансовых услуг в почтовых отделениях, прежде всего, призвано решить задачу их доступности в сельской местности, где коммерческие банки не работают. "Почта находится под контролем государства, по ее обязательствам отвечает государство, для нее дополнительные процедуры лицензирования не требуются", - сказал замглавы Минкомсвязи.

По его мнению, честная конкуренция во всех без исключения сегментах рынка почтовой связи будет возможна, если альтернативные операторы, также как и "Почта России", "построят сети на 40 тыс. отделений, обеспечат шаговую доступность, создадут систему безопасности".
"А нам говорят, пусть они сначала на самом сладком участке съедят кусок, отнимут у "Почты" побольше денежек, и называют это конкуренцией и недискриминационным доступом", - отметил Н.Мардер.

"Вот в чем суть разногласий. Все остальное в законе - детали", - сказал он. По словам Н.Мардера, есть два варианта развития отрасли: "все зарабатывают достойно, или кто-то паразитирует на труде других".

"Мы понимаем, что закон всем не понравится, каждое ведомство будет отстаивать свою позицию", - отметил Н.Мардер. "Закон - это разумный компромисс всего общества, не может быть так, чтобы он абсолютно всех удовлетворял", - резюмировал чиновник.

Источник: Финмаркет