Главным вектором дискуссии стали возможные формы консолидации усилий по увеличению продаж газет и журналов издателей и распространителей в сложных условиях отечественного рынка.
В своем выступлении А.В.Попов представил три основные модели розничных сетей прессы, существующие на Европейском рынке: немецкую – характеризующуюся массовым присутствием печатных СМИ во всех торговых объектах страны, французскую модель, при которой пресса сочетается с товарами народного потребления и использованием торговых объектов в качестве рекламоносителей, и финская модель, при которой Rautakiria предоставляет населению, кроме прессы, широкий ассортимент товаров народного потребления, услуги, включающие информационные сервисы, а также товары продовольственной группы. А.В.Попов высказал мнение, что для России наиболее перспективной является финская модель с элементами французской (рекламоносители). Именно она позволит не только спасти киосковые сети прессы в России, но и обеспечить их развитие и устойчивое функционирование. Кроме того, финская модель близка нам в силу схожих климатических условий.
М.Л.Верник поддержал предложения А.В.Попова. Кроме того, он отметил, что в Российских условиях на судьбу киосковых сетей прессы большое влияние оказывает политический фактор. В качестве примера он привел тот факт, что в Саратове смена мэра привела к пересмотру всей ранее утвержденной дислокации киосков прессы. Подобная конъюнктура может быть губительной для любой системы распространения прессы в регионах РФ.
И.Н.Васильева также высказалась за приоритет финской модели распространения прессы. Она отметила, что решения о сносе и перемещении киосков часто принимаются исходя из абсолютно субъективных представлений того или иного чиновника, причем принимаются очень быстро, а получение положительного решения для установки торговой точки занимает месяцы и годы. В целом, сказала И.Н.Васильева, продвижение вперед по пути развития сети идет крайне медленно, особенно при отсутствии действенной системы правовой защиты распространителя. Она поддержала предложение о расширении возможностей киосковых сетей по оказанию услуг населению, отметив, что в век цифровизации путь издателя к своему потребителю минуя киосковые сети становится всё более распространенным, а сетям необходимо искать новые источники средств для выживания. И.Н.Васильева предложила провести на базе основных операторов рынка дистрибуции эксперимент по 100% утилизации ремиссии без физического возврата списанных газет и журналов.
Активное участие в дискуссии приняли: Т.В.Шалыгина (Санома Индепендент Медиа), С.Д.Гаврилов (АРПИ «Сибирь»), Т.И.Кошелева (ИД «Гейм Лэнд»), С.А.Кондрашев (ООО «Инфрмбюро»), Л.И.Бортник («Российская газета»), А.В.Башнин (газета «Вести», г.Всеволжск), С.И.Прокопенко («Новая газета»), А.А.Косолобкин (Издательство «Деловой мир»), И.А.Шадрин (ИД «Коммерсант»).
Все участники согласились с необходимостью повышения уровня взаимного доверия между издателями и распространителями и поиска новых форм развития бизнеса в интересах читателя.
Пресс служба АРПП