Развитие ритейла и продажи печатной продукции в сетях супермаркетов

12 апреля в рамках XX международной конференции АРПП «Рынок печатных СМИ в настоящем и будущем» состоялся круглый стол по теме «Супермаркеты и пресса на современном этапе». Ведущими мероприятия выступили Н.Н.Морозов, генеральный директор ООО «Пресс-Логистик», и В.П.Морулев, вице-президент Некоммерческого партнерства дистрибуторов прессы.

Поприветствовав участников мероприятия, Н.Н.Морозов представил собравшимся анализ современного состояния российского рынка ритейла в разрезе общеэкономических показателей. По его словам, сегодня Россия сочетает в себе черты развитых и развивающихся рынков: она характеризуется сравнительно высоким уровнем доходов потребителей и быстрым появлением инноваций – как зрелый рынок, и обладает хорошим потенциалом роста – как молодой. Перспективы роста российского рынка ритейла подкрепляются пока еще высокой долей молодежи. На сегодняшний день среди покупателей торговых центров порядка 40% составляют люди в возрасте до 30 лет. В настоящее время эти люди занимают средние менеджерские посты в своих компаниях, поэтому представленная в супер- и гипермаркетах печатная продукция должна соответствовать их информационным интересам. Однако уже через 5-7 лет они будут являться представителями топ-менеджмента, и здесь, по словам спикера, кроется отдельная перспектива для тех издателей, которые в своей программе развития дистрибуции делают ставки именно на ритейл.

По словам Н.Н.Морозова, после кризиса 2009-2010 гг. россияне стали более рациональными в своем покупательском поведении, а их чувствительность к промоакциям существенно выросла, что в будущем может стать важнейшим инструментом для активации спроса. В том числе – и на печатную продукцию.Согласно представленным на круглом столе данным, в 2010 году 64% потребителей демонстрировали активную заинтересованность в промоакциях.

Новинки продукции – еще один фактор роста на российском рынке. В 2010 году на полках торговых сетей в городах России на их долю приходилось 20% товарных позиций. В секторе печатной продукции здесь отличным примером являются партворки, показавшие прекрасную динамику продаж, в том числе – и в торговых сетях.

Сегодня знаковый успех среди торговых сетей принадлежит компаниям, которые инвестировали в региональную экспансию. Среди производителей наибольшего роста продаж и доли добились те, кто наращивали дистрибуцию за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. В перспективе, по словам Н.Н.Морозова, наибольшим потенциалом для роста обладают города второго эшелона. Общее же количество магазинов современного формата за пределами 24 крупных городов за период с 2007 по 2010 гг. выросло на 49%. В крупных городах в ближайшие несколько лет, по данным спикера, можно ожидать роста количества гипермаркетов. Пока же уровень концентрации этих магазинов остается невысоким – на 1 млн. жителей Москвы сегодня приходится 3 гипермаркета, Нижнего Новгорода – 7, в Санкт-Петербурга – 10. В Европе же этот показатель равен 14 гипермаркетам на 1 млн. человек.

Другая тенденция развития современного рынка торговых сетей в России связана с возможностью роста брендов – по всей стране растет количество специализированных магазинов, например, магазинов, торгующих парфюмерией или алкоголем. Этот факт говорит о том, что наряду с хорошей ценой, которую ищут сегодня рациональные потребители, важными для многих остаются атмосфера магазина, предоставляемый им сервис и разнообразный ассортимент. Большинство сетей массмаркет-сегмента пока удовлетворить эту потребность не могут.

По словам Н.Н.Морозова, сегодня 65% россиян восприимчивы к промоакциям, а 40% российских потребителей даже их ищут специально, причем 17% потребителей изменяют любимому бренду из-за воздействия промоакций. При этом эффективность самих акций зависит от точности их адресности и маркетинга. Что также должны учесть в своей работе с торговыми сетями и издатели, заинтересованные в продвижении своей продукции.

«Наиболее очевидный тренд российского ритейла сегодня – это активное региональное развитие. Все ведущие ритейлеры уже нацелились в регионы», - указал Н.Н. Морозов. И привел пример – на данный момент такие известные компании как «Ашан» и X5 Retail Group активно осваивают сибирский регион.

Сделав отдельный акцент на новинках издательского рынка, Н.Н.Морозов уточнил – только 17% из них становятся действительно успешными брендами.

Если же говорить в целом о насущных интересах крупных магазинов в развитии тех или иных товарных групп, то, как ни парадоксально, печатная продукция входит в число товаров, интерес к которым ритейл проявляет все больше. Как указал спикер, в последнее время в современных торговых форматах продажи прессы только растут. По его словам, в основном это происходит по причине присутствия в ассортименте такой товарной группы, как коллекционные издания, или - партворки. Благодаря этому растет и доверие ритейла в целом к такой товарной группе, как «печатная продукция».

В подтверждение этому Н.Н.Морозов привел ряд цифр. Так, по его данным, в 2010 году компания «Ашан» поставила перед собой цель – увеличить продажи печатной продукции на 40% (в денежном эквиваленте). Реально же рост этого показателя произошел на 48%, а в штучном эквиваленте – на 21%. Эти данные показывают – доля сегмента печатной продукции в общем объеме непродовольственных товаров действительно растет. И не только за счет партворков; среди прочих факторов – расширение полочного пространства и изменение зональности. Так, в 2011 году в планах той же сети «Ашан» - переставить стеллажи с печатной продукцией на главную торговую линию гипермаркетов. А сеть «O’Кей» рассматривает возможность перенесения зоны с печатной продукцией к входу в торговый зал.

Участники круглого стола с большим интересом отнеслись к информации и проблемам, затронутым в докладе Н.Н.Морозова. Состоялось активное обсуждение затронутых проблем, как на самом заседании круглого стола, так и в кулуарах.

Пресс-служба АРПП