Свободный рынок СМИ современной России формировался в условиях радикальной переориентации всех аспектов жизни страны на качественно новые рельсы с заменой привычных идеологических, политических, социальных, экономических, правовых, духовных институтов.
Имеются веские основания считать официальным началом эры свободного рынка печатных СМИ в нашей стране сентябрь 1991 года, когда Президент РСФСР издал Указ от 11.09.1991 № 111 «О мерах по защите свободы печати в РСФСР». В этом документе впервые были сформулированы принципы перехода системы средств массовой информации на рыночные отношения.
Базой для Указа послужили активные процессы в издательском деле, журналистике, реально проявившей себя в 1985-1990 годах – «эпоху бунтарского романтизма» - в качестве «четвёртой власти». В этот период стремительно росли тиражи газет и журналов. В них начали подниматься острые, злободневные темы. Партийный контроль за прессой ослаб, а затем сошёл на нет.
Власть была вынуждена отменить политические запреты на газетно-издательскую деятельность. Одновременно стало возможным создавать СМИ партийным, общественным, коммерческим организациям и отдельным гражданам. Но как только перестали существовать идеологические барьеры, появились барьеры экономические. Дефицитные в те годы бумага, типографские услуги, услуги по распространению стали основой конкурентной борьбы. Добиться полной независимости СМИ не получалось ещё и потому, что государство удерживало контроль над системами доставки прессы.
Именно Указ «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», подписанный в сентябре 1991 года, положил начало отсчёту истории свободного рынка прессы в России.
За прошедшие 20 лет в отечественной медиаотрасли произошли разительные преобразования. Все эти годы рынок печатных СМИ демонстрировал хорошую динамику развития и качественные изменения, свидетельствующие о поэтапном превращении газетно-журнальной индустрии страны в эффективный бизнес. Но перемены происходили трудно, с потерями. На пути построения свободного рынка СМИ России были и победы, и поражения.
Заметные изменения произошли и в системе распространения печатной продукции. Она характеризуется в настоящее время высокой технологичностью, разнообразием торговых форматов, современным программным обеспечением, эффективными сервисами.
Отечественный рынок печатных СМИ входит в новый этап своего развития, который обусловлен активным проникновением во все сферы жизни страны и общества Интернета, прогрессивных цифровых технологий.
С учётом этого мы призываем издателей, распространителей и полиграфистов широко отметить 20-летие зарождения свободного рынка печатных СМИ России, провести памятные встречи, круглые столы и другие мероприятия в целях анализа пройденного пути, определения новых стратегических тенденций, постановки задач по модернизации отрасли и повышению эффективности нашего бизнеса.
Участники XX конференции АРПП