Региональные медиарынки развиваются разнонаправленно

В шестой день работы XX конференции АРПП в Израиле в центре внимания участников были проблемы региональных и зарубежных рынков СМИ.

Президент Гильдии издателей периодической печати А.П. Страхов высказал в видеовыступлении ряд соображений по проблемам распространения прессы. Меняется окружающая нас действительность, сказал президент ГИПП, а с нею меняется характер распространения печатной продукции, также как и претерпевают изменения сами печатные продукты. Сегодня уже значительную часть дохода издатель получает по линии Интернета, что требует приложения дополнительных усилий для работы с электронными версиями изданий.

Вместе с тем, основным каналом сбыта по-прежнему остаётся дистрибуция, принадлежащие распространителям точки продаж. Реализация тиражей ещё долго будет являться для издателей ключевой составляющей бизнеса. Именно по этим причинам производители контента очень внимательно и требовательно относятся к своим партнёрам по медиарынку. Социальную значимость услугам по распространения прессы придаёт сам социально значимый продукт, создаваемый издателями.

ГИПП за последние годы старалась достаточно активно и быстро реагировать на проблемы распространения, поддерживать дистрибуторов в их диалоге с властями. Мы предпринимали шаги, направленные на поддержание делового климата в сфере распространения на хорошем уровне, с тем, чтобы это положительно сказалось и на работе издателей.

Генеральный директор ИД «Популярная пресса» Б.А. Курилко в своём видеовыступлении заметил, что последствия финансового кризиса и усиливающееся проникновение Интернета оказывают достаточно сильное влияние на индустрию печатных СМИ. Сегодня всё большее число потенциальных покупателей газет и журналов переходит в онлайн-пространство. В этой ситуации и издателям, и дистрибуторам необходимо искать новые пути развития бизнеса. В связи с этим Б.А. Курилко обратился с призывом к распространителям проявлять больше лояльности по отношению к издателям, попытаться перестроить существующую модель распространения. По его мнению, надо, чтобы на прилавках присутствовали не только известные бренды, но и экспериментальные издания, издания, которые находятся в поиске своего потребителя.

Исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) А.Л. Кошман в видеообращении к участникам конференции выделила мысль о необходимости конструктивного взаимодействия всех операторов рынка СМИ, поскольку проблемы печати, производства контента, дистрибуции и логистики тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, в плане налоговых послаблений СМИ получили льготы по социальным отчислениям, а дистрибуторы и полиграфисты – нет, что, в свою очередь, приведёт к росту цен. Этот пример подтверждает необходимость  объединения, с тем, чтобы лоббировать общие интересы.

На повестке дня стоит также вопрос разгосударствления СМИ. Важно найти такое решение, чтобы не допустить коррупции, чтобы произошло оздоровление рынка.

Электронные носители всё стремительнее завоёвывают рынок. Уже многие региональные издания открыли свои сайты в Интернете. Вместе с тем, не следует забывать, что по-прежнему 95% прибыли приносит бумажный контент. Кроме того, известно, что сегодня 60% населения страны не имеют доступа к Интернету.

Начальник отдела маркетинга ООО «Межрегиональное агентство подписки» С.В. Лашина представила доклад «E-commerce» и подписка в России». Она привела данные, согласно которым в 2009 году объём электронной коммерции в России составил от 110 до 140 млрд. рублей. В 2010 этот показатель увеличился до 240 млрд. рублей.

Всё большее количество издателей  обращает свои взоры в сторону электронной коммерции. Это вполне оправдано на фоне падения выручки от продажи тиражей в розницу и по подписке. Значительная часть издательских домов, как правило,  размещает на своих сайтах справочную информацию о компании, а также электронные версии собственных печатных изданий. При этом делается попытка продавать контент и заработать на рекламе, размещаемой на сайте.

Вместе с тем, экономическая логика рынка показывает, что создавать такой конгломерат, т.е. подобного рода интерфейс специально на сайте издательского дома, по меньшей мере, нецелесообразно. По нашему мнению, заметила С.В. Лашина, вполне обоснованно передавать функции, которые приведут к продажам изданий, специализированным и специально «заточенным» под продажи Интернет-ресурсам. Тем более, что в настоящее время не составляет труда стать партнёром уже существующего Интернет-магазина с большим ассортиментом товаров, в котором можно «арендовать виртуальное торговое место» или включиться в соответствующий каталог.

В качестве такого партнёра С.В. Лашина предложила выбрать Интернет-магазин «VIPISHI.RU» - новый проект «МАП».  Она пояснила, что «VIPISHI.RU» - это новый Интернет-магазин подписки на печатные и электронные версии изданий, старт которого намечен на начало мая, в канун 10-летнего юбилея компании.

Генеральный директор ОАО «Роспечать» М.Л. Верник (г. Саратов) рассказал о ряде факторов, препятствующих нормальному ведению распространительского бизнеса. Прежде всего он обратил внимание на действия некоторых администраций, формально подходящих к исполнению федеральных законов, без учёта специфики распространения периодической печатной продукции. Зачастую такая практика приводит к сокращению действующих киосков прессы. Тем самым подрывается финансовое благополучие дистрибуторов, а также значительно уменьшаются возможности реализации конституционного права граждан на свободный доступ к информации. На местах, видимо, не принимают в расчёт, что снижение доходности компаний, распространяющих прессу, негативно сказывается на отчислениях в региональные бюджеты.

Среди социально-экономических факторов М.Л. Верник назвал налоговую составляющую. В последнее время налоговая нагрузка граничит с минимально приемлемым порогом рентабельности. Кроме того, отрицательно влияют на экономическую стабильность предприятий-распространителей постоянно растущие тарифы на электроэнергию, расходы на ремонт и содержание сетей, дорогая логистика.

Ослабляет позиции дистрибуторов и   отсутствие единой политики, согласованных правил ведения бизнеса среди распространителей. В результате процветает ценовой демпинг, зарплаты в конвертах и т.п.

Повысить безопасность распространительского бизнеса могло бы более конструктивное взаимодействие издателей и дистрибуторов. Необходима поддержка со стороны издательского сообщества. В этом плане, подчеркнул М.Л. Верник, хотелось бы отметить быстрое реагирование АРПП на все негативные проявления на рынке СМИ. Такая адекватная своевременная реакция со стороны Ассоциации нередко оказывала участникам рынка необходимую помощь.

Опытом продвижения изданий на рынке распространения печатной продукции Санкт-Петербурга поделился директор по маркетингу ООО «Ника» М.М. Коршунов (г. Санкт-Петербург). Он сообщил, что ООО «Ника» работает на рынке распространения печатных СМИ с 1993 года и входит в пятерку лидеров крупнейших операторов оптовой и розничной торговли в городе, реализуя от 10 до 15 % общего тиража городских изданий. Являясь соучредителями ассоциации «Балтийская пресса», ООО «Ника» активно участвует в общественно-политической жизни города, способствует укреплению взаимодействия между властными структурами и независимой прессой.

Оптово-розничная сеть компании «Ника» представляет собой:
- 50 розничных торговых точек с единым стилем торгового оборудования и возможностью размещения рекламы. В том числе: 15 киосков, 26 стационарных киосков в сетевых супермаркетах, 2 оптовых магазина и 7 информационно-торговых мобильных объектов;
- более 80 частных предпринимателей, которым осуществляется коммерческая доставка печатной продукции.

М.М. Коршунов перечислил методы, с помощью которых осуществляется продвижение продукции на рынок:
- промоушн-акции на торговых точках, в том числе с использованием POS – материалов;
- раздача сувенирной продукции заказчика на торговых точках;
- реклама на форме продавцов;
- анкетирование и опросы покупателей, фокус группы;
- мониторинг рекламной активности;
- общегородские рекламные акции: реклама на ТВ, радио, в метро, баннеры и т.д.;
- разработка рекламных и маркетинговых мероприятий по пожеланиям заказчика.

С презентацией «Внедрение новых технологий и  развитие формата самообслуживания в Сибирском регионе» выступила директор розничной сети ООО «Семь Новостей» О.В. Кузьмина (г. Барнаул). Отличительной чертой нашей компании, сказала она, являются яркие запоминающиеся минимаркеты прессы, объединённые под брендом «Семь Новостей» и выполненные в едином корпоративном стиле. Численность персонала более 200 человек, из которых 160 – продавцы-консультанты. В ассортименте более 50% занимает периодика, кроме того, покупателям предлагаются детские книги, канцелярские и сопутствующие товары, открытки. В 2008 году начата реструктуризация и ребрендинг компании, который основывался на опыте ведущих минимаркетов  прессы в Европе, а также российского рынка печатных изданий. Чёткая логистика и развитая транспортная структура являются неотъемлемой составляющей эффективной работы с розничными точками.

О перспективах печатных  русскоязычных СМИ в Израиле и в некоторых других странах рассказал Л. Белоцерковский, главный редактор ИД «Новости недели» (Тель-Авив). За последний период, заметил он, в Израиле не прибавилось ни одного нового издания на русском языке. С учётом спроса мы были вынуждены сменить периодичность выхода нашей газеты – вместо «ежедневки» перейти на формат еженедельника. К каждому выпуску придаётся бесплатное приложение, которое отдельно не продаётся. Стоимость одного номера газеты, выходящей на более чем 100 листах, составляет порядка 3-х долларов, в то время как в США такое издание обойдётся покупателю в 99 центов. Столь существенная ценовая разница объясняется тем, что в нашей газете, в отличие от американской, нет рекламы.

У нас давние деловые связи с российскими издательскими домами, среди которых «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Известия» и другие. Мы поддерживаем хорошие контакты с русскоязычными изданиями в США – «Русский базар», в Германии, Латвии, на Украине. Мы разрешаем перепечатывать свои материалы в других изданиях с обязательной ссылкой на первоисточник. К сожалению, нередки случаи, когда мы обнаруживаем свои публикации в иных СМИ, где в качестве авторов указываются лица, не имеющие никакого отношения к нашей газете.

По моему мнению, сказал Л. Белоцерковский, в ближайшие несколько лет печатная пресса в Израиле прекратит своё существование. Думаю, что такая же участь в несколько более отдалённой перспективе ожидает и издания на русском языке в США и Германии.

Сами редакции сократятся. Журналисты будут создавать контент, который специализированные компании будут у них скупать и продавать для выкладки на новых носителях информации.

Состоялось заседание секции по теме: «Электронный рынок печатных СМИ России. Этапы реализации проекта», которое провёл генеральный директор ИД «Мир Новостей-Медиа», член правления АРПП А.В. Авдонин.

При подведении итогов конференции президент АРПП Д.В. Мартынов отметил полезность состоявшихся дискуссий, обратил внимание на активность участников мероприятия при обсуждении актуальных проблем отечественного рынка СМИ.

По традиции участникам мероприятия, выступившим с наиболее яркими и запоминающимися докладами и презентациями, оргкомитет конференции вручил традиционные «Оскары», заключительный вечер участники конференции провели на традиционном ужине с соблюдением принятых в Израиле норм и национальных особенностей. Вечер прошел в дружеской и товарищеской атмосфере. Принимающая сторона вручила всем участникам паломничества в город Иерусалим сертификаты паломника за подписью министра по делам туризма Израиля и мэра города Иерусалим.


Пресс-служба АРПП