По формальным статистическим данным, в России наблюдается стабилизация рынка подписки: падение тиражей в год составляет не более двух-трех процентов. С 2008 года государство оказывает финансовую поддержку институту доставки подписки через ФГУП "Почта России". В 2008-2010 годах из бюджета на это было выделено около 8 млрд. руб.
Россия была и остается страной преимущественно почтовой подписки. Правда, производственные мощности "Почты России" изношены более чем на 70%, поэтому обрабатывается, сортируется и доставляется подписная пресса вручную. Сохранившаяся инфраструктура магистральных и локальных перевозок печатной продукции обветшала и не может обеспечить качественное обслуживание текущих объемов доставки периодических печатных изданий подписчикам, впрочем, как и обычных почтовых отправлений тоже. Не решена проблема обеспечения сохранностиподписных изданий. Действующие технологии подписки не менялись многие годы, неудобны для подписчиков, сопряжены со значительными затратами времени при оформлении договоров подписки и юридически несовершенны.
В 2009 году была разработана целевая программа "Почты России" под названием "Модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания". Она предполагает создание автоматизированной системы приема и обработки заказов, разработку и внедрение новых каналов и способов подписки, создание системы мониторинга движения периодических печатных изданий, развитие сети сортировочных центров, обеспечивающих автоматизированную или полуавтоматизированную сортировку печатных изданий до доставоч-ного участка, модернизацию автопарка, и много чего еще. Например, с целью качественного улучшения обслуживания подписчиков "Почта России" планировала использовать мобильные передвижные бригады, которые бы осуществляли доставку периодических печатных изданий как юридическим, так и физическим лицам.
"Почта России" переживает теперь масштабную реорганизацию принципиального свойства, но, по странному стечению обстоятельств, приоритеты ее реформы расставлены так, что сегодняшняя почтовая структура стала гораздо менее приспособленной к распространению подписной периодики и доставке общей почтовой корреспонденции, чем во все предшествующее постсоветское время. В 2010 году автоматизации на почте добавилось, но не настолько, чтобы компенсировать сокращение на треть человеческого ресурса и структурных подразделений ФГУП "Почта России".
В настоящее время повсеместно происходит укрупнение почтамтов. В Мурманском УФПС, например, из 3 почтамтов остался 1. В УФПС города Москвы из 8 - 6 и т.д. Сотрудники оставшихся почтамтов не справляются со свалившимся на них объемом работы. Сокращения коснулись и почтовых отделений, осуществляющих конечную доставку подписных тиражей и иной почтовой корреспонденции населению. По всей стране осуществлен массовый перевод почтовых отделений в более низкий класс. А это значит, что если почтовое отделение третьего класса работает восемь часов пять дней в неделю, то почтовое отделение четвертого-пятого класса - 2-3 дня в неделю и 3-4 часа. За это время оператор в лучшем случае успевает обработать только почтовую корреспонденцию, выдать пенсии, разнести почту и т.п. На продажу периодики в розницу времени у него уже не остается. Кроме того, отделению четвертого-пятого класса по штату положен всего один почтальон. Если он вдруг заболеет или уволится, то отделение продолжает существовать фактически только на бумаге, т.к. реально доставлять почту населению просто некому.
В 2010 году значительно сократилось и количество сортировочных узлов, обрабатывающих периодику на местах. В том же Мурманском УФПС из пяти сортировочных узлов остался один.
В Курганской области на сортировке прессы раньше было занято 20 человек, теперь - 6! В марте-апреле 2011 года там тоже планируется закрыть все сортировочные узлы, оставив лишь один в Кургане. Аналогичная ситуация складывается по всей стране. Самое пугающее во всем этом то, что реорганизация почты в прошлом году не закончилась. Наступивший год, скорее всего, принесет дальнейшее сокращение почтовых структур на местах со всеми вытекающими отсюда последствиями, хотя несвоевременная доставка, утери тиражей, разбитые почтовые ящики и т.д. давно делают подписку, мягко говоря, малопривлекательной для граждан. А кое-где у населения ее уже просто не принимают под "железным" предлогом -некому доставлять.
Все это говорится не столько в укор почте, сколько в укор государству. Как рыночный субъект почта в данном случае делает то, что и должна делать. Она оптимизирует структуру и штаты, т.е. сокращает свои расходы и затраты, чем занимаются все. Позиция государства в данном случае менее понятна.
Конечно, не везде и не все так мрачно. Хороший прирост при значительном объеме подписных сборов и тиражей в первом полугодии 2011 года показали Республика Саха (+11%), Республика Мордовия (+4%), Кировская обл. (+4), Ивановская обл. (+3.%).
Но первые места по подписным тиражам занимают газеты и журналы о правилах здорового образа жизни и дающие полезные советы обо всем на свете. Есть и исключения. Чемпионами роста тиражей по каталогу агентства "Роспечать" стали журналы "Новое литературное обозрение" (+375,4%) и "Русский репортер" (+130,7%). В версии АПР - "Охота и рыбалка" (+278,5%), "Огонек" (+89,5%), "Кроссворд для детей" (+41,3%) и "Мужские секреты" (+40,2%).
Думается, что секрет рекордных подписных тиражей - в грамотной работе с читательской аудиторией. Пример такой работы демонстрирует газета "1000 советов", выпускаемая Издательским домом "Юлис". Прирост подписки у этого издания составил 18,1% к почти двухмиллионному подписному тиражу второй половины 2010 года. На втором месте оказался журнал "Моя прекрасная дача" (+5,1%). Неплохой рост подписных тиражей в 2010 году показали "Парламентская газета", "Женская роман-газета", журналы "Чудеса и приключения", "Директор школы" и ряд других.
Но в целом постепенный выход из кризиса российской экономики практически никак не повлиял на подписной рынок страны. Наблюдается дальнейшее сокращение подписных тиражей, особенно на ежедневные газеты, прежде всего федеральные издания. Примеры успешного роста подписки - скорее, исключения из правил. Особенно тяжело приходится сегодня научно-популярным, специализированным изданиям и вузовской периодике.
Анализ результатов подписных кампаний последних лет позволяет сформулировать диагноз: восстановление и дальнейшее развитие рынка подписки возможно лишь на путях объединения усилий издателей, распространителей и государства. Ситуация с подпиской близка к критической. Против нее работает много факторов: падение интереса к чтению у молодежи, интернет, высокая стоимость подписки, широкое распространение бесплатных изданий, несвоевременность доставки подписных тиражей читателям, систематический невыход изданий в установленные сроки, недостаточная государственная поддержка института подписки, наконец.
Серьезные опасения вызывает ценовая политика на подписном рынке, платежеспособность ряда подписных агентств, критическое положение адресной подписки и неразвитость альтернативной подписки на прессу, хотя обороты последнего сегмента постепенно растут. Но и проблем в нем немало. Особенно тревожат многочисленные факты появления на подписном рынке безответственных и полукриминальных структур, которые принимают участие в тендерах на право организации подписки для юридических лиц, выигрывают их на демпинговых условиях, после чего бесследно исчезают, оставляя корпоративных подписчиков и без денег, и без изданий. Это говорит о необходимости внутреннего саморегулирования подписного рынка и подготовки поправок в Федеральный закон №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регламентирующих проведение тендеров и конкурсов, в том числе по корпоративной подписке.
Полагаем, что ныне принципиально важно добиться сохранения государственной поддержки подписных тарифов на прежнем уровне, причем не только на местную доставку подписной прессы потребителям (как теперь), но и почтовых тарифов на доставку прессы бандеролями, которые вот уже три года как стремительно растут. Есть необходимость и в государственной поддержке альтернативной подписки как одного из видов малого бизнеса. По мнению экспертов, шанс выжить у института подписки на прессу в России есть только в случае принятия скоординированных мер ее поддержки всеми заинтересованными сторонами.
В качестве одной из таких мер рынок предлагает разработать федеральную целевую программу поддержки института подписки на газеты и журналы под названием "Подписка в каждый дом". Одновременно предлагается создать новую общественную структуру - Альянс (Союз) в поддержку подписки с участием издателей, подписных агентств, "Почты России", всех других заинтересованных сторон. В качестве одной из форм продвижения подписки мог бы стать льготный подписной сертификат, предоставляемый всем гражданам России, включая детей. Право пользования этой льготой должно быть распространено на всех физических лиц.
Больше надо думать и о новых технологиях, например, о распространении цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн бумажных аналогов.По сути, этот сегмент распространения прессы еще только формируется, но, учитывая скорость развития цифровых технологий и их внедрения в повседневную жизнь, эксперты выдают оптимистичные прогнозы. Есть расчеты, согласно которым продажи электронных копий по миру к 2012 году составят 20% от бумажных тиражей. Важно подчеркнуть и то, что цифровые копии изданий практически не конкурируют с интернет-сайтами СМИ, поскольку у них разные принципы чтения и доступа.
Основная проблема цифровой дистрибуции в России пока состоит в том, что читатели хотят видеть электронные версии любимых изданий на сайте, издатели же пока не спешат предоставлять цифровые копии, опасаясь за судьбу бумажных тиражей. Поэтому естественным образом нишу заполняют сканированные версии изданий на пиратских сайтах. Кто-то пытается продавать СМИ через интернет собственными силами. К примеру, ИД "Эксперт" предлагает электронные версии журналов "Эксперт", "D штрих" и "Русский репортер". Электронная подписка на журнал"Эксперт" на месяц обходится в 330 руб., на "Русский репортер" - в 200 руб. Для одноразового доступа к материалам нужно отправить SMS на определенный номер (цена SMS -43-45 руб.) и получить специальный код.
Для России электронная пресса пока еще во многом terra incognita. Да, у печатной прессы падают тиражи и доходы от рекламы, но сайты журналов и газет -даже самые лучшие - зарабатывают в 5-10 раз меньше, чем их бумажные версии. Что с этим делать, никто толком не знает. Российская аудитория платных сетевых сервисов еще слишком мала. В целом, пользователи не готовы выкладывать за цифровую информацию разумные деньги. Для большинства - это психологический барьер, который сложно преодолеть. Ныне платят лишь те, кто пользуется высокоскростным интернетом и платным контентом на постоянной основе. Со временем сетевая оплата услуг и товаров, конечно, станет более обыденной вещью. Поэтому покупка цифровой копии газеты уже не будет вызывать удивления. Возможно, лет через пять картина изменится радикально. Пока же сайт "Zinio", крупнейшей профильной компании на российском рынке, посещают в зоне ru две тысячи человек в день.
Источник: Журналист