Посевная "Яндекса" – и кнут, и пряник, и удавка

В ведущих бизнес-газетах России одновременно прошли публикации о посевной Яндекса. Но сначала о владельцах этой компании: около 30% "Яндекса" принадлежит основателям и менеджерам компании, в том числе гендиректору Аркадию Воложу. Примерно 55% — у инвестфондов, около 15% — у миноритариев. Сбербанку принадлежит "золотая акция".Исходя из анонсирования посевной, стратегия «Яндекса» понятна и весьма прагматична. Объявляя о программе инвестиций в различные разработки
("Яндекс" открывает "Яндекс.Фабрику", которая займется инвестированием как в зарубежные, так и в российские стартапы, связанные с интернет-бизнесом, мультимедиа, навигацией и другими технологиями), компания, и прежде всего, ее акционеры получают хорошую перспективу сбора интеллектуального урожая на широких просторах разработчиков онлайн сервисов.

Российский Интернет и широкая армия программистов не оскуднели современными Кулибиными и Калашниковыми, которые с помощью «кувалды» и «такой-то матери», способны за копейки создавать весьма эффективные интернет-технологии. С точки зрения инвестора вложить копейку, а получить рубль весьма привлекательно, с точки зрения кулибиных в условиях нищеты и прозябания получить золотую копейку - это просто поймать мечту за хвост. А потом ищи ветер в поле. Все последующие и будущие доходы станут доходами акционеров «Яндекса», а разработчики, сделавшие свою работу за копейку, останутся ни с чем. В этом свете весьма символично выглядит тяжба между прародителями «Фейсбука», когда в суде выясняется, кто кому дал 1000 долларов и кто сегодня должен получить несколько миллиардов.

Я ничего не имею против инвестиционной программы «Яндекса», скорее наоборот, но полагаю, что эта инвестиционная программа пока выглядит куце и робко, уж если замахиваться на посевную в интернет-сообществе, то надо двигаться масштабно, как Хрущев шел на целенные земли. В объявленных объемах инвестиций сквозит явная жадность, если не сказать похлеще. А жадность – союзница мелочного мышления и лилипутства авторов. Вторая сторона медали – отсутствие гарантий будущих доходов для разработчиков, тут проявляется советская психология – отдай изобретение Родине и забудь. А ребро медали это, по сути, то, что режет по горлу - у толковых ребят нет выбора, нет реальных и гарантированных перспектив и отсюда интеллектуальная имиграция.

Когда Генри Форд создавал свою автомобильную империю, он положил своим рабочим сумасшедшую по тем временам зарплату – 5 долларов в день. Но благодаря этому смог построить империю и покорить всю планету новаторскими идеями. У наших на это не хватает ни сил, ни интеллекта, ни мужества, а жаль.

Источник: блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/30217.html)