- Елена Константиновна, как создавался "МедиаСоюз"? Что было вашей главной целью?
- В то время уже существовала созданная при моем участии общественная организация журналистов в Петербурге, которая называлась Клубом главных редакторов, а потом была переименована в Лигу журналистов.
Лига родилась из-за необходимости. Главные редакторы оказались перед огромным массивом проблем. В 90-е годы СМИ заполонили заказные материалы, одолевала текучесть кадров, повсюду царил правовой хаос, и руководители прессы "новой волны" - независимых СМИ, изданий, принадлежащих частному капиталу, акционерным обществам и так далее, - создали для решения этих проблем организацию. Впоследствии она объединила все ведущие СМИ в Петербурге. Позже несколько известных руководителей СМИ в Москве пришли к выводу, что нужно создать такое объединение в масштабе страны: нужна была организация, формулирующая журналистское мнение и проблематику, с которой мы сталкивались. Главный носитель этой идеи, Александр Михайлович Любимов, обратился ко мне как к человеку, располагающему опытом создания подобной организации, с предложением помочь создать общероссийский "МедиаСоюз".
- С какими сложностями вы столкнулись при налаживании "МедиаСоюза"?
- Я довольно часто встречаюсь со студентами. На недавней такой встрече в Санкт-Петербурге я им сказала: вы не поверите, какой был самый главный вопрос, когда мы создавали "МедиаСоюз": "Зачем нужна еще организация, когда уже есть одна?" Сегодняшнему молодому журналисту не понять, что такой вопрос может возникнуть.
Стало очевидным, что поле для гражданской деятельности - колоссальное, и на этом поле найдется место приложения сил всем. Существует ассоциация журналистов, занимающихся вопросами правопорядка, ассоциация женщин-журналистов, журналистов-экологов, журналистов, которые посвятили свою жизнь путешествиям, фотожурналистов, телевизионных - от организаций, где полтора десятка участников, - до объединяющих тысячи журналистов. И это нормально. Разве в журналистике мало проблем? Их надо решать общими усилиями и по-разному. Например, центр правовой защиты журналистов, которым руководит Павел Астахов, и тот, который возглавляет Алексей Симонов, занимаются одной проблематикой, но с разных позиций. Если люди достигают в своей деятельности реальных результатов и приносят пользу - кому от этого плохо? В том, что разнообразие стало нормой, я вижу заслугу и нашей организации: "МедиаСоюз", как ледокол, пробил косность мышления, уничтожил стереотип, подразумевавший, что однородной массой журналистов, "отрядом автоматчиков партии", по выражению Хрущева, необходимо руководить централизованно.
- Что вы считаете главным достижением "МедиаСоюза"?
- Горжусь самим фактом создания "МедиаСоюза" на таком уровне, когда его нельзя не замечать. Все знают наши основные проекты: "Радиомания", "Искра", "Медиакратия" и многие другие. Выражаясь высокопарно, мы внесли вклад в создание гражданского общества. Во многих городах, особенно лет 5-10 назад, журналистское сообщество часто и было единственным гражданским - не раз сталкивалась с этим. И мы давали этим людям сильный федеральный бренд. Приезжали в города известные журналисты, которые нас поддерживали -Николай Сванидзе, Александр Гурнов, Владимир Мамонтов, - это помогало легитимизировать гражданскую деятельность на местах. И в каком-то смысле "МедиаСоюз", как впоследствии Общественная палата, был для гражданской деятельности своего рода кислородной подушкой.
- Насколько могу судить, аппарат сотрудников "МедиаСоюза" невелик. Как вы ухитряетесь проводить столько разнообразных мероприятий?
- Помогает общественная поддержка. К примеру, скоро состоится церемония вручения национальной премии в области радиовещания "Радиомания", самой престижной в данной сфере. Представляете, что это такое: собрать конкурсные работы со всей страны, представить их на суд жюри... Потом торжественная церемония, грандиозный концерт. .. И все это делают сами радийщики. Мы выступаем координаторами.
"МедиаСоюз" - независимая организация, у нас нет своих газет, радиостанций и телевидения. Поэтому мы выступаем медиатором интересов. Все знают, что, если мы беремся за это дело, у нас жюри будет работать без всяких "договоренностей", оценивать работы взвешенно и объективно. "Рамблер", помогающий нам много лет, берет на себя прием конкурсных работ. Каждая радиостанция нажатием кнопки отправляет электронной почтой представленные на конкурс работы. Они поступают в Интернет. Члены жюри нажатием кнопки открывают их для чтения и проставляют оценки. В условленный день они собираются вместе. Наш сотрудник, который контролирует процесс, опять же нажатием кнопки суммирует мнения - все это происходит публично. А потом - концерт. Каждая радиостанция готовит свой подарок: выдвигает ведущих, пишет сценарии, привозит гостей, организует концертные номера и т.д.
Мы делаем проекты общественно востребованные, и в них сразу начинают участвовать все. Пример тому - конкурс "Искра", становлению которого немало способствовал Валерий Фадеев, в 2008 году сменивший Александра Любимова на посту президента "МедиаСоюза" (Александр Михайлович остался членом правления и по-прежнему с интересом участвует в наших мероприятиях). Если "Радиоманию" придумал Любимов, то "Искра" сделана на импульсе, который внес Фадеев. Главная ее задача - повысить популярность печатных СМИ и профессиональный уровень журналистов. Она стимулирует обмен опытом, способствует установлению профессиональных связей, поощряет и поддерживает талантливых авторов. То есть делает то, в чем ощущается острая потребность.
- Каким образом финансируется "Медиа-Союз", если не секрет?
- Секрета нет. Мы всегда пользуемся случаем рассказать о наших партнерах и спонсорах. Вот, к примеру, "Искра". Победитель этого конкурса получает приз, который мы называем в пресс-релизах шедевром дизайнерского и ювелирного искусства. Он изготовлен в виде офсетной полосы и украшен натуральным бриллиантом. Его безвозмездно изготавливает наш партнер - фирма "Алроса". Благодаря поддержке другого нашего партнера - Сбербанка - мы снимаем дорогой зал и делаем фуршет для участников церемонии. Из года в год поддерживают "Искру" компании "Филип Моррис", "Амвэй". Мы обращаемся также за поддержкой в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, участвуем в тендерах и довольно часто их выигрываем.
- Приходилось ли вам на пути к цели чем-то жертвовать? Было ли за прошедшие десять лет что-то такое, о чем приходится сожалеть?
- Конечно. Особенно переживаю, что мы перестали вести образовательную работу в регионах. У нас был замечательный проект "Медиакратия", в котором активно участвовали в качестве преподавателей большие журналисты, а молодые принимали участие в нем с большой радостью. К сожалению, после кризиса его и некоторые другие образовательные проекты продолжить не удалось. Они заморожены, и это большие потери. Образование для молодых журналистов - краеугольный камень, то, чего остро не хватает. Журналист должен постоянно быть на пересечении нового опыта, новых интересов. Для молодых работников пера подобные семинары, курсы жизненно необходимы.
- Профессию журналиста, когда-то одну из престижных и уважаемых, теперь, как показывают опросы, уважают мало. Чем вы это объясните?
- Не факт, что к журналистике и журналистам стали относиться хуже. Я, например, без малейшего уважения относилась в советскую эпоху к тогдашним газетам. Сама там никогда не работала и не считала, что это достойное занятие. Журналистика была частью идеологического аппарата. Конечно, среди тогдашних журналистов были очень яркие. Они делали свою работу качественно, по максимуму, в тех обстоятельствах, в которых оказались. Но при всем уважении к ним, искренне сочувствуя этим людям, оставляю за собой право не уважать советскую прессу, в которой они работали.
- Советская пресса осталась в прошлом. Но не кажется ли вам, что на пройденном за это время пути журналистика понесла ощутимые потери?
- В 90-е годы, конечно же, был всплеск свободы прессы. Публицисты, литераторы, которые прежде вынуждены были лавировать, смиряться, наконец от души высказали то, что у них накопилось. Все выговаривались за долгие годы молчания. Это были счастливые годы для всех нас. Но тот уникальный момент не повторится никогда. В этом пожаре родилась, как саламандра, современная журналистика. Появились первые частные, свободные газеты, радиостанции и люди, которые относятся к журналистике не как к исполнению барской воли или к мессианству, а как к профессии. У нас полно недостатков, но, по существу, за прошедшие двадцать лет создана самостоятельная отрасль, какой в советское время не было. Профессия наконец стала просто профессией.
А точкой отсчета в создании новой журналистики я считаю 1991 год, когда появился Закон "О печати". Этот закон создал отрасль.
- Что в сегодняшних реалиях этой отрасли вас тревожит?
- Журналистика стала массовой профессией. За последние 20 лет произошел скачок, медийная отрасль взбухла на глазах. Огромное количество людей пришло в эту отрасль, не имея профессиональной подготовки: в 90-е набирали людей отовсюду - из экономики, математики, психологии, биологии... Некоторые из тогдашних новобранцев стали видными журналистами. Но иногда становится очевидным: тот или иной человек, несмотря на свои заслуги и известность, что-то, чему на факультетах журналистики учат, упустил, и что-то не чувствует. Все недостатки массовой профессии сегодня вылезают наружу. Это отсутствие системности образования, системы переподготовки, невыработанность единых критериев. Кто сегодня руководит СМИ? В основном 40-летние люди. Они вошли в журналистику в то время, когда массовым было такое явление, как "заказуха". Вот где состоялось их профессиональное образование, а не на кафедре русской словесности. Они, может быть, хорошие руководители, но какой-то составляющей им явно не хватает - профессиональной журналистской школы, которую они могли бы иметь, если бы окончили университеты в начале своего пути, - у них нет.
- Однако неизвестно, сумели ли бы они получить достойное образование на большинстве нынешних журфаков...
- Факультетов журналистики в России сейчас около 90. И в массе своей они появились в последнее десятилетие. Чаще всего это даже не университеты. Реально 3-4 университета у нас качественно готовят профессионалов на факультетах журналистики. В остальных случаях это либо отделения, либо кафедры. Иногда - одновременно журналистики и пиара. А преподает там пресс-секретарь местного губернатора. Полагаю, в таком случае пусть лучше будущий журналист учится на филфаке.
Журналистика и пиар - совершенно разные профессии. Когда врач начинает вам втюхивать вместо того, чтобы вас лечить, какой-нибудь БАД, он нарушает врачебную этику, и он не врач в этот момент. Точно так же, как газетчик, который вместо того, чтобы создавать содержание газеты, втюхивает читателю "заказуху" или размещает пресс-релизы. То есть, используя пиар-средства, занимаясь, по существу, бизнесом, он перестает быть журналистом.
- Вся страна сегодня погрузилась в лихорадочное зарабатывание денег. Мы уже почти не различаем, что хорошо, что плохо, что правда, что ложь. Что в этих условиях должны делать журналисты?
- Они должны делать то, что должны делать всегда, - говорить правду. И делать это профессионально.
- А "МедиаСоюз" чем им может помочь?
- Тем, чем и должны помогать журналистские организации, и что всеми силами стараемся делать мы. Журналист должен чувствовать, что не одинок, есть люди, которые думают так же. И в случае если, выполняя профессиональный долг, он сделает то, что считает необходимым, общественное мнение его поддержит.
Досье
"МедиаСоюз" создан как некоммерческая организация. Предмет его деятельности:
• содействие деятельности СМИ и независимых журналистов в России;
• содействие реализации свободы слова и печати;
• содействие социальной защите журналистов.
Действуя в этих направлениях. "МедиаСоюз" ставит следующие цели:
• защита свободы слова и печати;
• систематизация трудовых и иных договорных отношений творческих и технических работников средств массовой информации с работодателями;
• содействие выработке общенационального тарифного соглашения творческих и технических работников средств массовой информации с работодателями;
• создание механизмов неизбирательной правозащитной деятельности журналистского сообщества;
• содействие развитию правовой базы деятельности средств массовой информации;
• содействие в создании благоприятных социальных, политических и материально-технических условий для развития средств массовой информации в Российской Федерации;
• содействие созданию современной системы социального обеспечения, в частности, системы негосударственного пенсионного обеспечения для работников средств массовой информации;
• представление российской журналистики на международной арене с целью достижения адекватного отношения мирового сообщества к российской журналистике и российским журналистским традициям;
• сотрудничество с российскими, иностранными и международными средствами массовой информации и профессиональными организациями журналистов;
• формирование профессиональной этики журналистов и осуществление общественного контроля за ее соблюдением;
• защита прав и свобод журналистов, авторских и смежных прав, чести, достоинства и деловой репутации;
• содействие деятельности и профессиональному росту молодых журналистов. Органы управления Союзом: общее собрание членов Союза (общее собрание), коллегиальный исполнительный орган (правление), единоличный исполнительный орган (управляющий директор), Ревизионная комиссия. Для обеспечения деятельности Союза и в целях выполнения его уставных целей им могут создаваться следующие органы: третейский суд, секретариат, комитеты, комиссии и гильдии. Общее собрание - высший орган управления, им избирается правление и президент Союза, утверждаются финансовые документы и крупные сделки Союза, реорганизуется сам Союз и определяются приоритетные направления его деятельности. Комитеты, комиссии и гильдии являются постоянно действующими органами Союза и создаются в целях выработки правил Союза; норм и стандартов профессиональной деятельности его членов и профессиональной этики; выработки методических рекомендаций, инструкций; выполнения работ и оказания услуг, тематически соответствующих профессиональной деятельности и специфике членов Союза. Источники формирования имущества Союза:
• регулярные и единовременные поступления от членов;
• добровольные имущественные взносы и пожертвования;
• выручка от реализации товаров, работ, услуг;
•дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
• доходы, получаемые от собственности Союза; другие, не запрещенные законом поступления.
Источник: Трибуна
Интервью Елены ЗЕЛИНСКОЙ газете "Трибуна" в связи с десятилетием "МедиаСоюза"
10 лет назад в нашей стране родилась Общероссийская общественная организация работников средств массовой информации "МедиаСоюз". О сопутствовавших этому обстоятельствах и пройденном за десятилетие пути размышляет в интервью нашему корреспонденту вице-президент "МедиаСоюза" Елена ЗЕЛИНСКАЯ.