– Да, – ответил друг. – Кстати, откуда ты звонишь?
Голоса о скорой кончине печатных СМИ звучат давно. Очередным «звонком другу» стала книга Андрея Мирошниченко «Когда умрут газеты», которая недавно вышла в издательстве «Книжный мир». Книга-реквием приговаривает печатные СМИ к высшей мере с отсрочкой приговора на 20 лет. А также показывает альтернативы в развитии медиаотрасли. Мирошниченко, как указано в аннотации к книге, «предлагает разные практические гипотезы и модели грядущих СМИ: газета как витрина сайта, мультиавторство, межкорпоративные CRM-медиа, Медиа 3.0, где редактор будет пастухом блоггеров, а френды будут роиться вокруг симулированных блоггерами центров значимости».
Спору нет, бумажным СМИ невозможно тягаться с электронными в оперативности, в охвате аудитории. Все попытки газет создать для читателя «эффект присутствия» далеки от того, что дает зрителям телевидение. Поток информации растет из года в год, и порционность, с которой выдает ее пресса, перестает устраивать современную аудиторию. Благодаря социальным сетям сама аудитория превращается в «вирусного редактора», который без посредников в лице журналистов определяет значимость содержания, нарезает его по своему усмотрению «ромбиками» и «кружочками» и распространяет по всему свету.
Что же нам, газетчикам, остается – вымереть как динозавры? Мне по этому поводу вспоминается эпизод из фильма «Москва слезам не верит», один из героев которого утверждает: «Ничего не будет – одно сплошное телевидение». Еще ранее говорили, что кино, которое должно было сгинуть с приходом телевидения, «убьет» театр. Но и театр жив, и кино. И книги. И газеты с журналами. Другое дело, что чем дальше в Сеть, тем больше все это становится информационным антиквариатом. Выбором избранных, ряды которых тают с каждым годом. Тех, кто предпочитает читать, а не просматривать тексты. Вникать в суть, а не схватывать на лету общий смысл. Интернет меняет культуру чтения, формирует свои правила, свой «букварь» («Превед медвед»). И газеты с их обязательными редакторами и корректорами превращаются в атавизм. В то, что к 2035 году должно отвалиться окончательно за ненадобностью.
Предупредительным выстрелом в голову для прессы уже к 2014 году может стать мобильная модель распространения информации. Говорят, на рынке появятся мультимедийные устройства made in China для чтения текстов с картинками. Их будет очень много, раздаваться они будут бесплатно. «Переносчиками» чтива станут мобильные операторы.
Хорошо все это или плохо? Однозначного ответа, видимо, нет. В любом случае противиться прогрессу было бы глупо.
«В 2027 году мусорный ветер не будет носить по улицам газетные листы. Информационный мусор будет носиться по просторам Интернета. Очень немногие издания смогут перейти в Интернет. Но журналистика, кажется, все-таки сможет, создав новые формы управления повесткой, внедряя редакторскую харизму в принципы построения социальных сетей. Медиа 3.0. Газеты ведь тоже были социальными сетями» – такую вот постапокалипсическую картину рисует в своей книге Мирошниченко. Но «это мы придумали читать газеты, сидя на унитазе, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям» («Наша Russia»). Я, как человек, который газеты делает, предпочитаю читать их в других местах. А вот неожиданности... Хотелось бы верить, что слухи о скорой смерти газет сильно преувеличены. Но здравый смысл и логика развития событий подсказывают: перемены неизбежны и к ним, если хочешь остаться в журналистике, нужно готовиться.
Источник: espresso-id.ru