В 2010 г., по оценке AC&M-Consulting, продажи мобильного контента (игры, картинки, мелодии и т. п. для мобильных устройств) выросли на 21% до 39,22 млрд руб. Темп роста замедлился вдвое по сравнению с 2009 г., когда рынок вырос на 45%.
Такой темп роста в 2010 г. сохранил только «Мегафон»: его доходы от контента прибавили, по словам представителя компании Юлии Дорохиной, 44% и достигли 11,8 млрд руб. Оборот «Вымпелкома» от контент-услуг составил 10 млрд руб., передала «Ведомостям» его вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию Ольга Турищева (темп роста представитель «Вымпелкома» не уточнил). У МТС рост составил всего 2%, правда, этот оператор заработал на контенте больше конкурентов — 13,5 млрд руб.
Значительная часть этих денег — отчисления от контент-провайдеров, продающих приложения через операторские сети. Их вклад в доходы «Мегафона» от продажи контента составил в 2010 г., по словам Дорохиной, 35%, у «Вымпелкома» этот показатель оказался близок к 55% (МТС эти данные не раскрывает).
Но операторы стараются сократить зависимость от сторонних провайдеров, отмечает аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова. В частности, их подтолкнули к этому прошлогодние скандалы, связанные с sms-мошенничеством: после вмешательства Роскомнадзора операторы оказались вынуждены ограничить доступ к сервисам контент-провайдеров, собравшим много жалоб. Операторы пытаются расширить присутствие на рынке мобильного контента, добавляет аналитик iKS-Consulting Максим Савватин, в частности, входят в капитал некоторых контент-провайдеров. Например, «Вымпелком» еще в 2007 г. стал совладельцем контент-агрегатора «Темафон» (ныне «Zed-тема»), а «Мегафон» годом позже приобрел провайдера услуги RingBackTone (RBT, подключение мелодии вместо гудков) «Инкор».
Доходы «Вымпелкома» от агрегации мобильного контента в 2010 г. значительно выросли, утверждает гендиректор и президент Zed Group Хавьер Перез Долсет. Основным фактором роста он называет платные подписки на текстовые рассылки (новости, прогнозы, анекдоты и т. п.). В 2010 г. «Zed-тема» стала активнее продвигать такие сервисы и расширила их ассортимент(сейчас у компании более 300 платных подписок), объясняет Долсет. Двигателем продаж контента остались и услуги RBT, добавляет он. Представители МТС и «Мегафона» подтверждают: информационные подписки — популярный канал продаж контента. Но лучше, когда этот канал у оператора собственный: условия подписок, организованных сторонними провайдерами, иногда вызывают справедливые нарекания у абонентов, отмечает Турищева.
Но борьба операторов за усиление влияния на рынке, возможно, уже проиграна: все большая часть контента концентрируется в онлайн-магазинах производителей мобильных устройств — Apple (AppStore), Google (Android Market) и др., замечает Савватин. Только в AppStore уже более 350 000 приложений для устройств Apple. Операторы вынуждены либо сотрудничать с этими площадками, либо создавать аналоги, резюмирует Савватин.
МТС еще в 2010 г. сделала акцент на развитии брендированных контент-сервисов и мобильных приложений, рассказывает ее представитель Валерия Кузьменко. Число пользователей, скачивающих приложения МТС, в 2010 г. утроилось. А в марте 2011 г. МТС запустила свой онлайн-магазин, содержащий более 7000 приложений. До конца 2011 г. создать собственный магазин планирует и «Вымпелком», говорит его представитель Анна Айбашева. Операторские магазины и каналы вроде AppStore или Android Market взаимодополняют друг друга, уверена Кузьменко. Например, у «МТС магазина» есть важное преимущество: покупку можно оплатить прямо с абонентского счета. У мобильного оператора широкий набор удобных инструментов тарификации, согласна Дорохина из «Мегафона», а раскрывать данные банковских карт (с которых списывает деньги, например, AppStore) российские абоненты не любят, особенно если речь идет о совершении небольшого платежа.
Представители Google и Apple воздержались от комментариев.
Рынок мобильных приложений еще долго будет расти, хотя бы в силу роста популярности мобильного интернет-доступа и смартфонов, уверен управляющий директор i-Free Кирилл Петров. Но вес операторов на этом рынке будет снижаться, ожидает он: каналы распространения контента они уже упустили из рук, а телефон так и не стал популярным платежным инструментом — в России гораздо охотнее платят, например, электронными деньгами. Поэтому i-Free, начинавшая как контент-провайдер, сейчас старается снизить зависимость от операторов, в частности, сама взялась за разработку приложений, отмечает Петров.
Доходы сотовых компаний от продажи мобильного контента растут все медленнее. У них появились мощные конкуренты — онлайн-магазины приложений вроде AppStore и Android Market, и операторы спешат создать альтернативу.