Аналитики давно предупреждают, что привычным газетам и журналам на бумажном носителе читатель рано или поздно предпочтет электронный формат - в силу удобства, оперативности и экономичности. Однако пресса, похоже, не спешит превращаться в рудимент.
- Мы ведем мониторинг начиная с 1993 года, - отмечает руководитель отдела подписки регионального отделения ФГУП "Почта России" Надежда Немыкина. - Сегодня общий тираж изданий по подписке составляет в области 850 тысяч экземпляров. Когда наблюдался пик падения, в начале 1990-х, подписка составляла менее 700 тысяч.
Конечно, до абсолютных рекордов советского времени, когда жители Среднего Урала выписывали 1,2 миллиона экземпляров газет и журналов, далеко. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что тогда эти цифры формировались во многом за счет административного ресурса, а не рыночных механизмов. Да и газеты - "коллективные пропагандисты" - доставлялись по минимальным ценам практически в каждый почтовый ящик. Кроме того, с крушением прежнего механизма подписки одновременно расширился сегмент розницы, и сегодня занимающий значительную долю рынка периодики, - до половины всех газет и журналов распространяется через киоски.
Как отмечают эксперты, переход читателей на электронный формат чтения новостей, безусловно, происходит, но наиболее активно этот процесс идет пока в больших городах - Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле. Жители отдаленных районов области по-прежнему предпочитают получать пахнущую типографской краской свежую газету. Сложно менять сложившиеся много лет назад привычки пожилым людям, да и Интернет в глубинке доступен пока далеко не всем. Есть издания, специфика которых такова, что они функциональнее, удобнее в пользовании именно в их традиционном виде, например, детские журналы верстаются таким образом, чтобы ребенок мог что-то пририсовать, раскрасить, заполнить. Многие издания для садоводов удобно брать на дачу, чтобы, перечитывая, использовать советы на практике.
Интересно, что по подписке в какой-то степени можно судить об интеллектуальном уровне основной массы жителей того или иного города или поселка. Скажем, в ЗАТО - закрытых городках, в которых с советских времен базируются предприятия оборонной отрасли и где большинство жителей - люди с высшим техническим образованием, выписывают практически весь спектр изданий.
К слову, сегодня на территории региона распространяется без малого 12 тысяч наименований периодики. Как отмечают эксперты, можно сказать, что рынок уже устоялся: его основные характеристики не меняются на протяжении 5-6 лет. Надо сказать, в советское время суммарное количество наименований газет и журналов, распространяемых по подписке, составляло в регионе около пяти тысяч экземпляров. В годы перестройки и гласности, когда был бум выпуска периодики, число изданий достигало 25 тысяч.
Сегодня самые читающие территории (по крайней мере если судить по количеству экземпляров выписываемой прессы) - это отдаленные районы на севере и востоке области: Гаринский, Ивдельский, Таборинский, Тавдинский и другие. К слову, если в свое время газеты поступали в глубинку на второй-третий день, поскольку доставлялись по железной дороге, в соответствии с графиком движения поездов, то сегодня автомобильное сообщение позволяет доставлять издания даже в медвежий угол практически день в день. Это немаловажно в условиях конкуренции с Интернетом, телевидением и радио.
Распространением изданий по подписке на Среднем Урале занимается восемь специализированных предприятий, не считая собственных агентских сетей некоторых издателей.
Вопреки общим тенденциям, Средний Урал относится к пятерке регионов России, в которых рынок подписных изданий растет - в среднем на один-два процента в год, и это на протяжении последних 18 лет.