Письмо АРПП Заместителю Председателя Правительства РФ, Министру финансов РФ А.Л.Кудрину

Заместителю Председателя Правительства РФМинистру финансов РФА.Л. Кудрину Уважаемый Алексей Леонидович! Данное обращение к Вам продиктовано обеспокоенностью за состояние и перспективы дальнейшего развития всей медиаотрасли, и, в частности, комплекса производства и распространения печатной продукции. Скопившиеся здесь проблемы ведут к заметному сужению информационного пространства России, создают серьёзную угрозу информационной безопасности страны в целом.

К такому выводу в апреле 2011 года пришли участники ХХ международной конференции АРПП, посвящённой проблемам медиаотрасли. О представительном характере конференции говорит тот факт, что в её работе приняли участие свыше 100 генеральных директоров и руководителей служб ведущих издательских домов и распространительских компаний, полиграфических предприятий из более чем 20 городов России.

Особую тревогу вызывают деструктивные процессы, происходящие в системе распространения прессы в розничных сетях и по подписке. В определённой степени это связано со всё возрастающей конкуренцией со стороны Интернета, активным  развитием электронных носителей информации, падением интереса к чтению среди населения, в первую очередь молодежи.

Вместе с тем, на ухудшение динамики продаж газет и журналов заметно влияют и причины экономического свойства. Прежде всего, речь идёт о неуклонном падении рентабельности этого сектора экономики, что в значительной мере объясняется постоянно растущими тарифами на энергоносители,  железнодорожные перевозки, арендные платежи. Препятствуют динамичному функционированию медиабизнеса и несовершенство действующего законодательства, и прежде всего, тяжёлое налоговое бремя на отрасль печатных СМИ.

Серьёзным ударом по экономической стабильности розничных сетей стала отмена в 2009 году единого налога на вменённый доход для малых и средних предприятий, в результате чего налоговая нагрузка на сети возросла более чем в 3 раза.

Столь же обременительны для розничных предприятий, торгующих прессой, новые правила, в соответствии с которыми с января 2011 года увеличились отчисления в социальные фонды.  Простые расчёты показывают, что эти дополнительные отчисления могут перевести данный вид бизнеса в разряд убыточного, поскольку рентабельность в системе розничного распространения прессы крайне низка, а расходы на фонд оплаты труда составляют более 60 процентов доходов.

Не лучшим образом обстоит дело с реализацией газет и журналов по подписке. Значительная часть граждан страны, прежде всего проживающих в провинции, не в состоянии приобретать прессу по подписке в силу высоких подписных цен. До настоящего времени Россия остаётся единственной страной в мире, где стоимость подписного издания выше, чем его цена в рознице, а налоги на подписку почти в два раза выше, чем налоги в розничном распространении.  При этом на протяжении последних лет сохраняется парадоксальная ситуация, когда реализация издания в розницу облагается НДС в размере 10 процентов, а НДС на услуги по распространению того же издания по подписке составляют 18 процентов.

Известно, что в большинстве зарубежных стран пресса и книги имеют серьёзные льготы в налогообложении независимо от того, каким образом производятся налоговые отчисления – посредством НДС или налога с продаж.

Так, в Великобритании и Албании для периодики и книг установлен «нулевой» НДС. В Бельгии с газет и еженедельников также не взимается НДС, а для журналов с иной периодичностью и книг НДС составляет 6%. В Дании газеты и новостные журналы не облагаются налогом на добавленную стоимость. В Италии и Греции НДС для книг и периодических изданий равен 4%. В пределах от 5 до 10 процентов принята ставка НДС для прессы и книг в Португалии, Швеции, Германии, Польше, на Мальте и т.д. При этом общий размер НДС на другие товары и услуги колеблется от 18 до 25 процентов.

В таких странах как Эстония,  Латвия, Македония, Новая Зеландия, Словения, Австралия, Индия, Япония, США, Сингапур налогооблагаемая база предприятий, занятых в дистрибуции печатной продукции, исчисляется при помощи налога с продаж, величина которого находится в диапазоне от нуля до 18 процентов, что выглядит более предпочтительно на фоне 5-21 процента для других категорий товаров.

Учитывая тот факт, что пресса является социально значимым товаром, а услуга по её распространению в розницу и по подписке является социально значимой услугой, АРПП предлагает установить для всего комплекса работ по производству и распространению газет, журналов и книг (за исключением изданий рекламного и эротического характера) льготный сквозной НДС в размере 5 процентов.

Кроме того представляется необходимым ввести для предприятий, реализующих периодическую печатную и книжную продукцию, льготный налог на прибыль, аналогично налоговым льготам, применяемым с 1 января 2011 года к предприятиям, оказывающим медицинские и образовательные услуги. На практике это означало бы разрешение предприятиям, реализующим периодическую печатную и книжную продукцию (за исключением рекламных и эротических изданий) применение ставки налога на прибыль 0% при условии, что доля газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов.

Мы отдаём себе отчёт в том, что реализация наших предложений потребует дополнительных бюджетных инвестиций и внесения поправок в действующее законодательство. Однако этого, по нашему мнению, требуют интересы обеспечения  одного из важнейших конституционных прав граждан – права на беспрепятственный доступ к информации, сохранения целостности информационного пространства страны, духовных и нравственных составляющих жизни общества.

Просим рассмотреть и поддержать наши предложения.



С уважением,


Председатель правления АРПП                                А.В. Оськин