Создатель проекта — «Межрегиональное агентство подписки» — одной из основных целей проекта называет налаживание долгосрочного взаимодействия с частными и корпоративными клиентами. О чем порталу PlanetaSMI.RU рассказала генеральный директор агентства Марина ЧЕЧОТ.
— Марина Ильинична, для «Межрегионального агентства подписки»подписная кампания на второе полугодие 2011 года знаменуется запуском интернет-магазина Vipishi.Ru. Какие цели вы ставите перед проектом? На какую аудиторию он рассчитан?
— Идея интернет-магазина Vipishi.ru возникла из пожеланий подписчиков выпускаемого нашим агентством подписного каталога. Мы изучали их потребности, разместив на корпоративном сайте информационный сервис с удобной системой поиска по Каталогу российской прессы «Почта России». Подписчик мог выбрать издание, распечатать подписную форму СП-1 и оформить заказ на почте. Выяснилось, что многим более удобен сервис с возможностью оплатить подписку, не отходя от компьютера. Потребовалось время для дополнительного мониторинга рынка, создания бизнес-плана, разработки технического задания… 1 мая этого года состоялось долгожданное открытие магазина.
Цель магазина Vipishi.ru – создать сервис для долгосрочного взаимодействия с частными клиентами и организациями, заинтересованными в получении информации. Кто-то хочет читать печатные газеты и журналы, а кому-то удобнее получать их электронные версии. Агентство изучает рынок, возможности и востребованность новых информационных продуктов. Например, у нас есть уже данные, говорящие о востребованности мониторингов и дайджестов прессы по выбранным темам. Определенный потенциал есть и у такого «сопутствующего» прессе товара, как книги.
Особенность Vipishi.ru – магазин рассчитан практически на все аудитории подписчиков во всех регионах России. На рынке активно работают магазины, предлагающие услуги корпоративным подписчикам. Некоторые из них даже ограничивают минимальную стоимость заказа: например, нельзя сделать заказ менее чем на 10 тысяч рублей. Другие предлагают подписку лишь в нескольких регионах. Третьи готовы подписать вас на печатную прессу, но не могут предложить электронные версии изданий. Мы соединили все эти возможности на сайте Vipishi.ru. И готовы расширять его сервисы.
Самая активная и быстрорастущая аудитория Интернета сегодня – люди от 35 до 45 лет. На втором месте – аудитория от 45 до 55 лет. Это как раз те, кто составляет «ядро» аудитории активных подписчиков на печатную прессу. Можно ожидать, что они придут на наш сайт.
— Часто приходится слышать мнение экспертов о грядущей смерти печатных СМИ. Вы не разделяете эту точку зрения?
— Существует объективная тенденция к сокращению тиражей печатной прессы. И если она сохранится в неизменном виде, некоторые печатные газеты и журналы действительно могут «умереть». Точнее сказать, издатели постепенно станут отказываться от их выпуска.
Но говорить о полном исчезновении печатной прессы преждевременно. Тем более что разговоры эти возникли во время экономического кризиса 2008 года, когда появились издатели, в целях экономии переводящие свои газеты и журналы в электронную форму.
Завершение кризиса вызвало новый рост интереса к печатной прессе. Кроме того, не стоит забывать, что печатная пресса с традиционной системой подписки – единственный источник получения информации для жителей российской «глубинки». А письмо в редакцию местной или федеральной газеты для обычного человека часто – самый эффективный способ привлечь общественное внимание к своим проблемам. «Межрегиональное агентство подписки» проводит конкурсы для подписчиков. И каждый раз, вместе с заявками на конкурс, мы получаем множество искренних писем с рассказами о любимых печатных изданиях. Для многих людей традиционная подписка часто – единственная отдушина в жизни.
В качестве еще одного практического примера, могу сказать, что первые посетители интернет-магазина Vipishi.ru активнее всего подписываются на печатную прессу. При этом они демонстрируют такие же предпочтения, что и «традиционные» подписчики.
Но мы ожидаем, что востребованность электронного контента очень скоро возрастет. Долгое время он был востребован, главным образом, в крупных городах. Несколько лет назад крупные игроки московского рынка электронного контента отказались от активной экспансии в регионы, требовавшей больших затрат на продвижение. Но активная компьютеризация регионов меняет ситуацию. Уже сегодня у крупных региональных организаций востребованы электронные версии печатной прессы. Скорее всего, в ближайшие 5-10 лет интерес к электронному контенту возникнет в регионах и у частных клиентов. Некоторые из них захотят получать не «сырую» информацию, а готовые дайджесты и мониторинги. И подписное агентство должно быть готово предоставить им такую услугу.
Но неверно думать, что электронный контент полностью заменяет печатный. Многие подписчики распечатывают электронные версии газет и журналов, читая, фактически, печатный «самиздат». Но качество такой распечатки всегда ниже типографского.
— Предлагает ли Vipishi.ru подписчикам сервисы, принципиально отличные от традиционной подписки?
— Традиционная подписка складывалась веками, первые издания с регулярной аудиторией подписчиков появились в Европе в XVI веке. Традиционная подписка есть и будет. Наш интернет-магазин не стремится ее заменить, но создает дополнительную площадку для продвижения подписки, доступную для подписчиков из всех регионов страны. Vipishi.ru дает возможность заказать подписку с доставкой в любой регион России. Благодаря этому, с помощью Vipishi.ru можно подарить подписку другу или родственнику, живущему в другом регионе. Или выписать детские издания для детского дома в российской «глубинке». Сын, живущий в Москве, сможет выписать маме из Тамбова ее любимые издания. В перспективе это может привести к росту подписных тиражей на многие популярные издания.
— Почему важно продвигать прессу в Интернете? На рынке еще помнят неудачный опыт некоторых распространителей, пытавшихся открывать интернет-магазины, но быстро отказавшихся от этой идеи…
— Неудачи были связаны с попытками предложить рынку что-то принципиально отличное от традиционной подписки. Но ничего не получилось. Иногда такие интернет-магазины собирали заказы, оформляли подписные формы СП-1 и сдавали их в ближайшее отделение связи.
Наше агентство пошло иным путем. Мы сначала изучили опыт предшественников, разработали и протестировали технологию, и только потом запустили магазин. При этом мы рассчитываем, что новый проект поможет нам развивать традиционную подписку. Использование элементов технологии традиционной подписки позволило запустить проект для всех регионов России и позволяет рассчитывать на то, что магазин Vipishi.ru не будет кратковременным проектом. Более того, мы уверены, что лояльность подписчиков печатной версии Каталога российской прессы «Почта России» повысится благодаря этому магазину. А кооперация с традиционной подпиской поможет Vipishi.ru вести работу с подписчиками на долговременной основе.
Сегодня на рынке распространения большинство акций продвижения стимулируют подписку в рамках одной подписной кампании. Сделать цикл продвижения более «длинным» трудно технологически. А интернет-магазин обходит это препятствие.
Кроме того, продвижение в сети Интернет – это всерьез и надолго, потому что электронная коммерция имеет наибольший потенциал развития. В 2010 году объем интернет-продаж в России удвоился по сравнению с 2009 годом, достигнув 240 миллиардов рублей (около 1% ВПП). Судя по тому, что в Европе и США рынок электронной коммерции составляет 15-17% от ВВП, в России у него большой потенциал для роста.
— Но традиционную подписку тоже необходимо развивать…
— Конечно. Подписчику необходима обратная связь с подписным агентством. Для этого мы проводим конкурсы и лотереи для подписчиков, о которых я уже говорила. В подписную кампанию на первое полугодие 2011 года провели конкурс «В яблочко». И получили от его участников огромное количество вышивок, поделок, продуктов народных промыслов. Все это вне «обязательной программы», от души.
Агентство регулярно выпускает тематические каталоги. Кстати говоря, в 2010 году мы выпустили каталог «К 65-летию Победы», для ветеранов и социально незащищенных категорий населения. Регулярно проводим акции по продвижению отдельных изданий, совместно с издателями. В прошлом году разместили в почтовых отделениях более 50 миллионов листовок, рекламирующих подписку. Каждый новый издатель, пришедший в агентство, получает предложения по продвижению его издания. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше изданий каталога «вышли» в лидеры.
— В этом году «Межрегиональному агентству подписки» исполняется 10 лет. Наверное, это символично, что магазин Vipishi.ru появился именно в юбилейный год…
— Мы не стремились сделать магазин к «круглой» дате. Но символизм действительно присутствует. Будущее рынка распространения прессы – в руках тех, кто сможет предложить потребителям услуги на долгую перспективу. Интернет-магазин Vipishi.ru хороший инструмент для создания такого предложения. Потому что для подписчика наш магазин – единая площадка для удовлетворения его потребности в получении информации.
Но развитие интернет-магазина не означает, что МАП станет уделять меньше внимания основному виду деятельности – организации подписки через «Почту России». Мы рассчитываем, что Vipishi.ru позволит привлечь новых подписчиков и придаст дополнительную динамику традиционной форме подписки. Неслучайно один из каталогов магазина – это электронная форма Каталога российской прессы «Почта России», доступного во всех почтовых отделениях нашей страны.
Как бы там ни было, Vipishi.ru – хороший задел для успешной работы во втором десятилетии МАП. Уверена, что совместными усилиями с издателями можно будет создать и другие инструменты для долговременной работы на информационном рынке.
Марина Чечот, МАП: Vipishi.ru придаст динамику традиционной подписке
1 мая в Рунете заработал новый сервис для подписчиков — сайтVipishi.ru, позволяющий любому желающему оформить подписку на любимое издание не выходя из дома, при этом тут же ее оплатив.