СМИ и новая информационная среда

10 мая 2011 года в конгресс-центре «Экспоцентр», в рамках международной выставки «Связь-Экспоком —2011», организатором которой выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, прошел круглый стол на тему: «Будущее журналистики: качество против количества».

Круглый стол открыл вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Александр Митрошенков, обратив внимание участников мероприятия на то, что любые СМИ — это деньги, и пока они есть, СМИ будут развиваться.

«За 2011-2015 годы затраты на рекламу по России удвоятся, достигнув 464 миллиарда рублей. Ежегодный прирост составит 12-16%. На этот период телевидение останется ключевым рекламодателем. В 2013 году по рекламным сборам интернет-площадки впервые обгонят операторов наружной рекламы. На радио бурный рост — сразу на 26% — произойдет в 2012 году. Хотя до этого ежегодный прирост составит 7-11%», — привел цифры Митрошенков.

Говоря о развитии новых медийных площадок, он привел в пример Японию. По словам спикера, на сегодняшний день 75% населения этой станы смотрит телепередачи на мобильных платформах, что в свою очередь приводит к уходу местной рекламы из традиционных информационных носителей.

«Россия в этом отношении отстает от Японии на 6-7 лет. И спустя этот период, 75% населения нашей страны тоже будет смотреть телевидение на мобильных телефонах. Делаем вывод: параллельно с традиционными СМИ на медийных площадках активно начинают развиваться и новые», — резюмировал Митрошенков.

Продолжая тему развития новых медиа, слово взяла заместитель главного редактора, директор по мультимедиа и новым проектам РИА «Новости» Наталья Лосева: «Новая эра в развитии СМИ наступила, основные механизмы конвергенции уже произошли. Современные медиа существуют и могут существовать только в условиях мультиплатформленного вещания. Мы должны понять — сегодня журналист рассказывает свою историю не для сайта, не для газеты, не для телеканала, а для своей аудитории, которая присутствует на совершенно разных платформах — на бумаге, на iPad и т.д. Мы больше не говорим о том, что лидирующие средство массовой информации производит контент для определенного носителя. Например, газета больше не производит контент только для бумаги».

Далее Лосева обратилась к социальным сетям, назвав их появление третьей революцией в медиа (первая, по ее словам, это появление Интернета, изменившего модель обращения с информацией, вторая — создание новостных коллекторов). Спикер обратилась к присутствующим: «Мы до сих пор не понимает — социальные сети это необратимая перемена или какой-то пузырь? Но социальные сети уже окончательно изменили нашу среду. Они заставили аудиторию поменять представление о месте, откуда черпается информация. Кроме того, аудитория отказалась от такого понятия, как периодичность получения новостей».
Лосева обратила внимание на то, что читательская аудитория вступила в фазу самоинформирования. Люди стали сами себе рассказывать о происходящих событиях в мире. О чем это говорит? Во-первых, о том, что аудитория получает огромное количество «информационного шума». Во-вторых, что она, находясь в только лишь формирующейся информационной среде, пока не имеет достоверных каналов получения новостей.

«Сегодняшняя аудитория — это не те, кто купил газету или пришел на сайт. Это те, кто прочел наши новости на других информационных носителях или на других площадках, которые, возможно, и не принадлежат нам, — отметила Лосева, — в ближайшие два-три года мы будем наблюдать процесс стремления аудитории к получению информации через один девайс».
По мнению спикера, социальные сети заинтересованы в сотрудничестве со СМИ не меньше, чем сами СМИ. И в этом сотрудничестве средства массовой информации должны выработать свою собственную стратегию.«Стратегия первая — консервативная. Она формируется таким образом: есть моя область, моя информационная площадка и мой носитель. И моя жизнедеятельность как СМИ ведется на той площадке, которая мне принадлежит. Вторая стратегия — стратегия риска. Я понимаю — моя аудитория, это не только те, кто приходит на мою площадку. Поэтому я делаю шаг ей на встречу», — подытожила спикер.

Главный редактор «Газеты.ру» Михаил Котов рассказал о том, как традиционные СМИ в Интернете влияют на контент, производимый пользователями: «Мне кажется, что сейчас любое современное средство массовой информации немыслимо без интерактивности — влияния читателей на СМИ. Здесь мы можем говорить о двух процессах: первый — аудитория не просто хочет потреблять информацию, но и комментировать ее; второй —журналисты обращаются к блогам, откуда и черпают информацию».
Спикер отметил, что даже если журналисты берут информацию из блогов, они обязаны проверить ее достоверность. «Полгода назад в “Газете.ру” мы ввели обзор блогов. Специальные люди мониторили информацию в социальных сетях и блогах, и если они находили там хоть крупицу новости, то брали ее в работу и перепроверяли информацию. Далее, уже готовый материал, мы размещали у себя в новостях», —поделился опытом Котов.

Рассказал спикер и об интерактивном проекте «Газеты.ру». Не так давно издание запустило интерактивную карту, с помощью которой собираются данные о ценах на бензин из разных регионов России. «Зачем это нужно? Собрав изначальную информацию и проверив ее, мы пускаем в работу. Получается некий обзор из разных регионов о ценах на бензин. Это хороший пример использования интерактивных инструментов», — подытожил спикер.

Главный продюсер службы специальных линейных проектов Дирекции главных продюсеров ГТК «Телеканал Россия» Наталья Никонова в своем выступлении также развила тему влияния новых медиа на «старые СМИ».«Несколько лет назад на больших эфирных каналах началась настоящая паника — аудитория исчезала как песок сквозь пальцы. Сначала она начала уходить в нишевые каналы, потом в Интернет. Тогда возникло желание перенести интернет-эстетику на телевизионный экран. Но возможно ли молодое поколение заинтересовать старым эфирным телевидением?», — задалась вопросом спикер. И сама же на него ответила — оказалось да, возможно: «В эфире стали появляться ссылки на интернет-ресурсы, всевозможные интернет-голосования и так далее. Поэтому, если эфирное телевидение хочет развиваться в дальнейшем, следует постоянно быть в интерактивном взаимодействии с аудиторией».

Видеоблогер Олег Козырев, взяв слово, поделился своим видением сотрудничества СМИ и блогеров. По его мнению, без блогеров сегодня современные СМИ обойтись просто не могут. «У блогеров есть множество инструментов, с помощью которых читателям подается достаточно качественная информация. Блогеры могут находиться в различных географических точках и СМИ могут с ними прекрасно сотрудничать. Пример тому — портал “Мобильный репортер”».

Спикер также отметил, что с течением времени в новых СМИ личность человека, блоггера, имеющего постоянную аудиторию читателей, займет одно из главных мест. Станет трудно различить, где заканчивается традиционное СМИ и начинается блок человека. Что, видимо, приведет к дроблению пакета информации, не только на региональные и городские новости, но и на новости дома или даже квартиры. СМИ будут больше похожи на ди-джеев, моделирующих информацию, поступающую к ним.
«Думаю, те редакции, которые будут работать с контентом, используя интерактивные инструменты, будут развивать и в дальнейшем», — такими словами закрыл круглый стол секретарь Союза Журналистов РоссииВладимир Касютин.