Падение рекламных бюджетов под влиянием кризиса 2009 года привели к тому, что полиграфический рынок в денежном выражении сократился более чем на 15%. Все издательства, так или иначе, прошли через снижение объемов и тиражей изданий, в худшем случае - закрытие проектов, в первую очередь рекламного характера. Однако, несмотря на прогнозы по закрытию и замораживанию полиграфических производств, за время кризиса ни одна крупная полиграфическая площадка не была остановлена. В общем объеме рынок вырос на 8% благодаря возвращению рекламных бюджетов в печать.
В течение всего 2010 года типографиям приходилось работать в условиях повышенных рисков. Землетрясение в Южной Америке в начале года привело к угрозе дефицита целлюлозы. Аномальная летняя жара в Центральной России внесла свои коррективы в работу бумагоделательных и полиграфических предприятий: печатные машины работали со сбоями, а бумажники срывали сроки поставок. С 3-го кварта¬ла европейские производители возобновили практику ежеквартального повышения цен на бумагу.
В октябре Таможенная служба в одностороннем порядке прекратила действие Флорентийского соглашения на льготный ввоз бумаги. Учитывая эти трудности, даже такой небольшой рост рынка можно считать хорошим результатом. Очевидно, что эта же тенденция медленного восстановления полиграфического рынка сохранится и в 2011 году.
Однако в общей структуре рекламных расходов, затраты на печать с каждым годом занимают все меньшую долю. По мнению экспертов рекламного рынка, это долгосрочный тренд. Были прогнозы, что объемы рынка полиграфии 2008 года вернутся к 2013 году, однако уже в 2010 году реальный объем оказался существенно ниже ожидаемого. Очевидно, что разрыв будет увеличиваться. Поэтому, несмотря на начавшееся восстановление, достигнуть показателей 2008 года, самого удачного в современной истории российской полиграфии, в ближайшие годы вряд ли удастся.
Наиболее показательна ситуация на журнальном рынке. Этот сектор больше других пострадал от кризисных проявлений. По разным оценкам падение рынка журнальной периодики составило 30-40%. Прежде всего это затронуло тиражные «глянцевые» издания, количество которых существенно превышало реальный спрос. Значительно сократили свои тиражи или прекратили выпуск отраслевые и деловые журналы, рекламные и корпоративные издания. Так как ППК работает именно в журнальном сегменте, эти тенденции можно проследить на примере наших заказов. В январе 2009 года тиражи «просели» вполовину относительно 2008 года. Однако именно журнальный сегмент показал наибольший рост по итогам 2010 года - 13% по отношению к 2009 г. Это больше, чем рынок полиграфических услуг в общем. В этом году издатели наращивали тиражи и запускали новые проекты. Развивался не только федеральный рынок, но и региональный. Больше всего стартапов в сегментах женской, кулинарной и развлекательной периодики. Еще одним признаком восстановления рынка можно считать рост тиражей практически всех массовых изданий, увеличение полосности и улучшение полиграфических характеристик. На ППК тира¬жи 2010 года даже превысили докризисные показатели и до сих пор продолжают оставаться приблизительно на этом же уровне.
В марте 2010 года многолетние усилия полиграфического сообщества по отмене таможенных сборов на мелованные сорта бумаги, не производимые в России, принесли результат: ввозные пошлины на легкомелованную бумагу были снижены с 15% до 5%. Однако массового возврата издателей из-за рубежа пока не произошло. По некоторым данным из-за рубежа было переведено всего 25 изданий. Даже сохранившиеся 5% таможенной ставки - довольно значительные деньги. К тому же в типографиях используются и другие импортные «расходники» - краски, лаки, формы, офсетные полотна. С учетом дополнительных расходов на доставку и таможенные пошлины, зарубежным типографиям они обходятся значительно дешевле. А если учесть еще и беспошлинный ввоз готовой печатной продукции в Россию, существенная разница в цене для заказчика остается даже при сниженных ставках на бумагу.
Структура себестоимости производства печатной продукции менялась и в 2009, и в 2010 году. В течение 2009 года цены на бумагу и расходные материалы оставались стабильны, однако росли затраты на электроэнергию и газ, что привело к увеличению доли производственных расходов. В 2010 году, несмотря на сокращение таможенных пошлин, снижения общей стоимости производства печатной продукции не произошло.
Производители бумаги отреагировали на послабление таможенных тарифов увеличением цен в среднем на 6-9%. На фоне сокращений бумагоделательных производств, дефицита целлюлозы, увеличения цен на расходные материалы и роста издательско-полиграфического рынка у бумажников больше нет возможности удерживать цены на уровне 2008 года, как это было весь предыдущий год. Рост цен на бумагу затронул не только Россию, но и Европу. Но для изданий, печатающихся в России, в отличие от размещенных за рубежом, это повышение не принесло роста затрат на печать. В структуре себестоимости доля затрат на бумагу выросла на 3%, на расходные материалы - на 2% за счет снижения доли производственных расходов.
По итогам двух лет можно констатировать, что рентабельность производства стала ниже. Помимо продолжающего роста затрат на расходные материалы, энергию, содержание оборудования, актуальной остается проблема демпинга. В среднем по отрасли, с начала кризиса цены на полиграфические услуги были снижены на 30%. Большое количество предприятий продолжают работать себе в убыток.
Помимо демпинга кризис вскрыл и другие проблемы на полиграфическом рынке. В среднем по отрасли на 30-50 % выросла величина дебиторской задолженности. Это привело к недостатку собственных оборотных средств у типографий. При таком положении дел неизбежны проблемы с денежными средствами. Если клиент не платит нам, мы автоматически оказываемся в должниках у поставщика бумаги. Бумага покупается под каждый тираж Типография в этом случае - посредник между производителем бумаги и издателем. При этом мы связаны жесткими договорными обязательствами и при наличии задолженностей отгрузки бумаги сразу прекращаются. Возникает риск срыва печати по другим контрактам. К сожалению, поэтому иногда нарушение клиентами договорных обязательств приходится решать в правовом поле.
О технологическом развитии полиграфической базы в России в последние два года говорить можно с большой натяжкой. Инсталляции если и происходят, то единичные и в основном это не печатное оборудование. У полиграфических предприятий сегодня нет условий для привлечения инвестиций в расширение производства. В сочетании с отсутствием собственных средств, можно сказать, что возможности развития полиграфической базы отсутствуют.
На ППК с начала кризиса был взят курс на совершенствование технологий и развитие производственных возможностей. Мы никогда не были сторонниками демпинга, не стали прибегать к этому даже в непростые кризисные времена. Пошлины - это не все причины размещения российских журналов на печать за рубежом. Зачастую там они могут получить то, что российским типографиям пока недоступно. Не нужно забывать, что европейская полиграфия стабильно развивается уже несколько столетий. Конечно, оборудование и у нас, и в Европе сегодня уже идентично и по параметрам, и по возможностям. Но мало инсталлировать машину, на ней нужно уметь работать, максимально использовать ее потенциал. Понимая, что бумага - самая затратная часть в расходах на производства, мы на ППК решили работать именно в этом направлении. Была поставлена задача расширения диапазона бумаг для ролевой печати. В течение всего 2010 года на ППК проходили тестовые испытания, отрабатывались техно¬логические режимы. В результате, мы добились стабильности производства и уже сегодня для ролевой печати можем использовать бумагу массой от 35 до 150 грамм, тогда как остальные типографии в России печатают на меньшем диапазоне.
Технология ролевой печати на плотной мелованной бумаге уже давно отработана на зарубежных типографиях, но в России до сих пор не имела развития. Предел возможностей наших типографий на ролевых машинах -115 грамм. Все издания на более плотной бумаге должны были печататься либо за рубежом, либо в России на листовых машинах. А это дороже и сроки производства более длительные. Поэтому освоение плотных мелованных бумаг для ролевой печати было совершенно необходимо. Пока в России только ППК может предложить ролевую печать на бумаге плотностью до 150 грамм. Это дает преимущества как по цене, так и по качеству печати тиража. Стоимость печати на ролевом офсете в среднем на 10% меньше. Скорость производства тиража на ротационных машинах в разы выше по сравнению с листовыми. Ролевый офсет позволяет получать на выходе готовое сфальцованное издание, тогда как листовая печать требует последующей обработки на фальцевальных и резальных машинах. Еще один плюс - ролевая бумага существенно дешевле листовых аналогов. К тому же, ролевая бумага более пухлая. За счет этого можно использовать, например, 130-граммовую бумагу взамен 150-граммовой без видимых различий в готовом издании.