За три года компания планирует установить 3 тыс. почтаматов, первым клиентом LogiBox стал интернет-магазин Ozon.ru. Несмотря на то что по итогам прошлого года доля онлайн-торговли в российской рознице составила всего 1,6%, ее оборот достиг 240 млрд руб.
По словам гендиректора ЗАО "Почтамат" (бренд LogiBox) Дмитрия Курова, сейчас компанией установлен 21 почтамат в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Туле и Ярославле. К концу года их число увеличится до 300 в 150 городах России. "В планах компании на три года создать сеть из 3 тыс. почтаматов. На этот проект потребуется порядка ?100 млн. На данном этапе вложено около 60 млн руб., до конца года эта цифра удвоится",— рассказал господин Куров. По его словам, инвестиции от акционеров требуются только в этом году. "В дальнейшем мы будем развиваться на кредитные деньги, в том числе используя лизинговые схемы",— пояснил Дмитрий Куров, не раскрывая потенциальных партнеров. Сейчас почтаматы устанавливаются на вокзалах, в дальнейшем планируется размещать терминалы на автозаправках и в торговых центрах.
Первым клиентом LogiBox стал интернет-магазин Ozon.ru. "Мы надеемся, что выдача заказов через сеть автоматических станций Logibox существенно улучшит уровень сервиса, повысит лояльность наших постоянных покупателей",— говорит гендиректор Ozon.ru Маэль Гавэ.
Почтаматы работают круглосуточно. Чтобы получить посылку, пользователю нужно либо оплатить товар в почтамате, либо забрать уже оплаченный товар, введя два PIN-кода. По словам Дмитрия Курова, в ЗАО "Почтамат" ему принадлежит около половины акций, остальные участники проекта не раскрываются. По данным "СПАРК-Интерфакс", 50,5% акций ЗАО принадлежит компании "Интегро Текнолоджис", учредителями которой являются Лев Разумовский и Борис Оникул.
По словам господина Курова, сеть почтаматов будет работать по трем направлениям. Во-первых, это сегмент B2C — это заказы покупателей в интернет-магазинах. Во-вторых, сегмент B2B: здесь речь пойдет о соглашениях с логистическими компаниями об использовании LogiBox в качестве "последней мили" для доставки товаров. В-третьих, планируется запустить услугу пересылки посылок между физическими лицами. "Стоимость доставки через LogiBox будет приблизительно равна обычной курьерской доставке. Плата за доставку будет взиматься с компаний-отправителей за исключением случаев, когда отправителем является физическое лицо. К примеру, стоимость курьерской доставки из интернет-магазина по Москве составляет от 150 до 300 руб. Примерно столько же будет стоить доставка через LogiBox",— говорит господин Куров.
В России уже есть аналогичный проект — сеть PickPoint. Она создается на деньги фонда Russian Retail Growth Fund, который управляется Svarog Capital. PickPoint начала устанавливать аппараты в ноябре 2010 года в торговых центрах. Компания также заключила контракты с сетями "Перекресток", "Карусель" и др. (см. "Ъ" от 29 ноября 2010 года). В течение двух лет PickPoint собирается установить по стране 500 почтаматов. Инвестиции в сеть составят ?10 млн и должны окупиться за два с половиной года. Управляющий директор Svarog Capital Олег Царьков говорит, что знает о проекте LogiBox. "Первые устройства они устанавливали примерно в то же время, когда и мы, в декабре прошлого года. Сложно сказать о перспективах рынка, так как эта услуга новая, по сути, это замена курьерской доставки. Но интуитивно могу сказать, что перспективы у рынка большие и места хватит всем",— считает господин Царьков.
По данным Data Insight, объем сегмента B2C электронной торговли в России составил в 2010 году 240 млрд руб. При этом доля интернет-торговли в суммарном розничном товарообороте составляет 1,6%. Этот показатель в 3,5-4 раза ниже, чем в большинстве стран Евросоюза и США: мировым лидером является Великобритания, где на интернет приходится более 10% продаж.
Компания "Почтамат" инвестирует ?100 млн в проект LogiBox по созданию сети автоматизированных терминалов для доставки, хранения и получения малогабаритных товаров, приобретенных в основном в интернет-магазинах.