– Дмитрий, расскажите, с чего начиналась компания Gameland?
– Компания была основана мною в 1992 году. Начиналось все, как и у многих в то время, с «челночества» в Китай. Я сам летал в эту страну и привозил/присылал коробки, мешки , затем контейнеры с товаром. Соответственно, «душа» нашей компании – это торговля. Вообще, в медиа наше предприятие оказалось случайно, и поэтому я с уверенностью готов утверждать, что понимаю «торговцев» лучше чем журналистов, и всегда думаю о прибыли дистрибуторов и вообще розницы.
– Откуда взялось название компании?
– Так же случайно, в определенный момент мы сконцентрировались на видеоиграх. Я, наверное, просто «устал» от Китая, и мы занялись импортом качественной продукции – видеоигр из США и Японии. Таким образом и образовалась небольшая розничная сеть Gameland. И опять же, особенно не загадывая, мы создали специальный журнал для покупателя видеоигр, который помогал бы ему ориентироваться в мире новинок. Это издание стало популярным настолько, что доходы в издательской части бизнеса превысили весь наш торговый бизнес в целом. И тогда мы решили полностью сконцентрироваться на тематических журналах для увлеченных людей.
– Чтобы создавать такие журналы нужно профессионально разбираться в каждой тематике. Кто трудится над изданиями?
– Изначально над журналами работали продавцы, то есть те люди, которые на должном уровне разбирались в теме. Эту традицию мы сохранили по сей день. У нас практически не работают журналисты. Со временем я убедился, что о сноуборде должен писать сноубордист, а о видеоиграх – геймер и никто другой. В итоге у нас сложилась своя концепция специализированного медиа, подразумевающая, что на работу мы берем только увлеченных темой людей, которые пишут для таких же как они, увлеченных.
– С момента создания Gameland прошло почти два десятка лет, что изменилось? Как мы можете охарактеризовать компанию сегодня? Расскажите о самых выдающихся проектах.
– Сейчас я бы назвал нашу компанию инвестиционно-медийной. Мы очень много инвестируем в различные проекты. Много интересных экспериментов было во время кризиса, когда партнеры наиболее активно искали особенно хитрые пути развития бизнеса. Из тех многочисленных «антикризисных» проектов большая часть оказалась удачной. Например – кредитная «Мужская карта», наше совместное предприятие с журналом Maxim и «Альфа-банком». Результатом проекта стали десятки тысяч обладателей данных карт, которые кроме качественного банковского обслуживания получили большой набор скидок и различных привилегий. По темпам роста данная карта опережает другие карты «Альфа-банка». Наша работа в данном проекте – это продвижение «Мужской карты» и «наполнение» ее различными бонусами от наших рекламодателей, которые таким образом, получают не только рекламу, но и покупателей.
Второй весьма удачный пример – Vigoda.ru – купонный проект, немного навеянный опытом проекта Groupon.com. Есть еще несколько успешных проектов в различных областях. Конечно, было и много неуспешных.
По этим примерам видно, что суть нашей компании – предпринимательство. Мы относимся к медиа, как к сфере обслуживания людей. Иными словами, вчера мы обслуживали граждан за прилавком, сегодня мы делаем это с помощью медиа и мероприятий. И завтра мы тоже хотим обсуживать людей тем, чем умеем, и тем, чего хотят они.
– Дмитрий, в определенный момент все издатели «бросились» в Интернет. Каково Ваше отношение к бизнесу в Интернете?
–Тема эта стала банальной, но, тем не менее, поделюсь опытом нашей компании. Четыре года назад мы не очень удачно вложили около $6 млн в медийные проекты. В итоге окупили их с большим трудом, но большую часть этих проектов были вынуждены закрыть. Этот опыт позволил сделать твердый вывод – медийная модель в Интернете не прибыльна, и так дело обстоит не только в нашей стране, но и по всему миру. В Интернете успешно функционируют только проекты, связанные с электронной коммерцией. Проекты, где выкладывается бесплатный контент и предпринимаются попытки собрать рекламу, мы не запускаем и запускать не будем. Разумеется, встречаются редкие исключиения, но такая система однозначно не работает.
Попробовали мы в деле и мультиплатформенные подход - телевидение, журналы, Интернет и мероприятия, связанные одним брендом и по одной тематике.
– Расскажите подробнее о ТВ-проектах...
– Первый наш телевизионный опыт, стоимостью около $5 млн, оказался тоже не очень удачным. Считайте, что в эти деньги нам обошлись телевизионные курсы(улыбается). Запущенный нами канал Gameland TV был закрыт после четырех лет работы.
На втором этапе мы решили все-таки еще раз поэкспериментировать на этом поле деятельности, но уже за значительно более меньшие деньги, в несколько раз меньшие потраченных на первый ТВ-проект. Мы запустили канал Man TV. Канал за пять месяцев достиг в пять раз большей аудитории, чем Gameland TV за всю историю своего существования. На февраль аудитория Men TV по данным TNS Gallup Media составляла 2 млн зрителей ежемесячно. Мы очень гордимся этими показателями. В будущих проектах мы стараемся не повторять уже пройденных ошибок.
– Цена на ваши издания сравнительно высока, как вы можете прокомментировать этот факт?
– Наша концепция – приносить реальную пользу здесь и сейчас. Именно поэтому мы ставим на наш журнал такой высокий ценник. Мы не хотим завоевывать наших клиентов низкой ценой. Если мы делаем качественный и достойный продут и он нужен читателю, ему придется платить больше чем за чашку кофе в Starbucks. А если от нашего журнала он получает меньше удовольствия и пользы, чем от кофе, то мы не хотим работать и не хотим производить. И именно эта установка стала причиной закрытия после кризиса 16 журналов.
– Закрытие стольких изданий, наверняка, повлекло за собой увольнения…
– Закрытие журналов и увольнение людей – мое любимое занятие, потому что это всегда прекращение неправильной деятельности.
Мы в душе торговцы и потому не имеем желания заставлять и просить тех, кто занимается оптовой и розничной торговлей, продавать что-то ненужное и непродаваемое. Все журналы Gameland прибыльны, как только одно издание перестает быть таковым – оно исчезает с рынка.
– Каково Ваше мнение в отношении предреченной смерти «бумаги»? Каким вы видите печатный продукт в будущем?
– Бумага обладает своими уникальными свойствами. И сейчас уже очевидно, что со временем издания на бумаге приобретут своего рода «люксовый оттенок». Также как сегодня при наличии Интернета, сотового смартфона, уже нет смысла читать новости в газете, также и нет смысла что-либо читать на бумаге вообще — все можно прочесть в электронном виде. Но ведь и в ношении галстука тоже смысла нет. Однако мужчины покупают его и за $30 и за $50, а иногда и за $100. Для женщины, например, нет смысла покупать сумку Chanel за $5000 и даже сумку Marc Jacobs за $500. Можно купить простенькую сумку за $10 или авоську за $1 и эта вещь будет выполнять те же функции.
Что же объединяет все эти дорогие вещи? Их объединяет красота, связь с прекрасным. Соответственно, я считаю, что журнал будущего — это красивый люксовый продукт за $10-100. Так же, как сигара является люксовым продуктом красоты, и каждый может позволить купить ее себе за $10. Но покупают ее немногие, а только те, кто ценит красоту. Курение сигары так же не имеет никакого смысла, кроме красоты.
– В заключении дайте оценку рынку дистрибуции в России.
– Нам очень важна дистрибуция. Мы – издательство, и мы отчетливо понимаем, что торговать — это крайне сложный технологический процесс. Я не уверен, что к сетям в России всегда применимо слово «технологический процесс». «Крайне сложный» – всегда, но «технологический» – нет. Я не случайно заставляю всех наших главных редакторов отработать один день в год в ларьке с прессой, я и сам иногда сажусь за прилавок киоска. И там становится очевидно, что ни современные, ни самые простые технологии сегодня не используются. Мы видим, что киоскер хотел бы продавать многое из нужной людям продукции, но его заказы не выполняются по неизвестным никому причинным. Наши партнеры из Великобритании, Германии и США имеют значительно меньшие возвраты тиражей, а буквально через неделю у них уже есть данные о реальных продажах в сетях. Благодаря этому они могут осуществлять корректировку своих заказов на печать на следующий месяц, избегая ненужных затрат.
Да, журналы Gameland’а очень дорогие, но именно поэтому заработок торговца на них гораздо выше, чем на других изданиях. Думаю, что продать наш журнал за 300 рублей, заработав 150, куда приятнее, чем продать пятнадцать дешевых изданий и заработать 10 рублей. Хотя бы потому, что для этого нужно вложить в пятнадцать раз меньше труда.
Одно можно отметить с уверенностью - люди в кризис, не смотря на доступность интернет-текстов, предпочитали Интернету печатный журнал. И даже притом, что мы повысили свои цены на 50%, тиражи наших журналов не упали вообще.